26 января 2023 года. О добре и правде

Вековая народная мудрость легла в основу творческой встречи в клубе православных писателей «Родник» при храме преподобного Сергия Радонежского. Крылатое изречение «В ком нет добра, в том правды мало. В ком правды нет, в том добра мало» стало предметом обсуждения.

После общей молитвы «Царю небесный» родниковцы ознакомились с выставкой религиозной литературы, развернутой в зале церковного дома Мариной Владимировной Шуманской, сотрудником Тульской областной научной библиотеки. Издревле и доныне спорили люди духовного звания и простые миряне, философы и обыватели о критериях добра, ломали копья и жизни в поисках правды. Члены клуба не могли остаться в стороне от этой проблемы. Видеообращение наставника «Родника» отца Александра, размещенное на сайте, – это его напутствие.

 


 

В начале встречи родниковцы поздравили с прошедшим Днем рождения руководителя «Родника» Владимира Алешина – он символично появился на свет под Крещение и стал создателем, «крестным батюшкой» клуба.

Со светлой грустью помянули добрым словом недавно почившего друга «Родника», тульского поэта Валерия Ходулина и родниковца Виктора Мызникова, чья годовщина смерти приходится на январь. А двадцать пять ныне здравствующих членов клуба приступили к делу.

Татьяна Павлова-Яснецкая из Санкт-Петербурга прислала на встречу стихотворение «Как смотрят дети». Им, безгрешным, легче открываются и добро, и правда. «Будьте как дети», – призывал Христос (Мф.18:3). Уверена в своей правоте и поэтесса:

О чём и сколько не глаголь,
всех выше истина из детства –
его бесценное наследство:
«Где нет добра,
там правды – ноль!»

 


 

О благодатной силе молитвы, её путеводной роли в духовных поисках написала Наталья Баранова:

Господь молитвы наши слышит
И в добродетель их запишет,
Святого Духа благодать
Всегда в нас будет пребывать.

 


 

Детское провидчество и животворность молитвы соединила в своей сказке-были «Живая вода» новый член «Родника» из города Новомосковск Тульской области Галина Харламова. Эта история основана на реальном событии, на воспоминаниях мальчика, у которого тяжело заболела мать, Любаша. Бабушка вместе с ребенком пришла в храм, хотя ранее веры стеснялась. Семейная беда привела и старого, и малого к переоценке ценностей – бабушка «запаслась» крещенской водой, внук уверовал в силу молитвы: «Алёшка утром и вечером читал молитвы: сначала по слогам, спотыкаясь на каждом слове, а потом, выучив их наизусть, уже без запинки, с выражением. Валентина тем временем умывала дочь крещенской водой, смачивала ей губы, которые пересыхали на удивление быстро. Так прошло три дня. Любаша неожиданно очнулась и сразу попросила той воды, что, по её словам, вывела её из темноты. Так и закончилась эта чудесная история».

С творчеством автора некоторые родниковцы были знакомы раньше – остальные испытали радость обретения нового товарища. Краткий «послужной» список сама Галина Юрьевна Харламова представила в автобиографии:

— Родилась 29 июня 1970 года, донская казачка. Пишу прозу. Люблю сказки, поэтому с удовольствием пишу для детей. Печаталась в литературно-музыкальных альманахах «НЛО», журнале «Парадоксы творчества», международном литературно-художественном журнале «Лит-э-Лит», во многих сборниках; автор двух книг. Я член Российского Союза писателей и Новомосковского литературного объединения «НЛО», лауреат областной литературной премии им. Ярослава Смолякова в номинации «Проза». Финалист конкурса «Писатель года-21». Награждена медалью Достоевского.

 


 

А сторожил «Родника» поэтесса Валентина Белевская на встрече представила триптих стихотворений, посвященных и практической борьбе со злом наших воинов в зоне СВО, и философскому осмыслению самих понятий добра и правды:

Правды нет и, значит, нет добра.
Нет добра, и правды нет, конечно.
Вывод сделан вовсе не вчера.
Это – догма. Истинна и вечна.

 


 

Родниковец Кира Бородулина вела заочный спор с атеистами-безбожниками (среди присутствующих в зале таковых быть не могло):

Неужто не вспомнишь мига,
Когда ощущал поддержку?
И близкие не болели?
И не сочинял молитв?

 


 

Анна Гордова в своем стихотворении определила главное мерило человеческих исканий и сомнений:

Совесть – присутствие Божие.
Многих от смерти спасла.
Совесть избавить поможет
мир от насилья и зла.

 


 

К активному действию во имя добра и правды призвал товарищей Александр Евланов:

Пока живой – живи, дыши и действуй
Во имя и во благо! Всё конечно —
Добром противодействуй лиходейству,
И мира благодарность будет вечной.

 


 

Горечью и гневным пафосом были наполнены стихи Любови Зиминой – члена «Родника» из Красноярска. Поэтесса скорбит о том, что «разделились славянские наши народы». Она праведно негодует, что какая-то «фашистская гнусь», поправ «российскую древность», заявила о Малой Руси – «Це Европа!». Набатным колоколом зазвучали последние строки:

Просыпайтесь же, братья! И сонм многоликих
Православных икон поднимите на щит!
Мы слова свои сверим с Победой Великой…
И Господь триединый народ защитит!

 


 

Не метафорически, а буквально звонит во все колокола звонарь в рассказе «Тихий воздух» Евгения Крестьянникова, родниковца из объятого огнем Донбасса. Ударами большого колокола и мелодичными перезвонами зазывает звонарь паству на церковный двор, и радуется его сердце, когда люди, суетливо спешащие по своим делам, останавливаются и потом сворачивают на дорогу к храму: «Как хочется поскорее снова вдохнуть мирный воздух! Но только мирный воздух должен быть наполнен молитвой. Нашей молитвой и нашим искренним обращением к Богу! Звонарь перекрестился и направился в храм. А какие планы у вас на ближайшее воскресное утро?».

 


 

Сергей Кузнецов справедливо пишет о хитросплетении и коварстве зла в мире, что поделаешь – оно иногда, на время, одерживает верх:

Любовь и правда жили на планете,
А ненависть и зло хотели их убить,
Любовь попала к ненависти в сети,
А ложь плетями стала правду бить.

 


 

Но, по мнению Ольги Осенской, правда и добро – «подруги», они дополняют друг друга и в этом их несокрушимая сила:

Без добра и правда недоступна
Можно ли со злостью правду рассказать.
Правда с добротою неотступно
Будут в добрый путь сопровождать
 
Правду спрятали — добро поникло.
Без добра и правда иронична.

 


 

А для защиты от скверны самих добродетелей верное средство предлагает Алла Евсеева:

Как тонко все переплетено
И Ложь и правда,
И совесть и добро,
Любовь и зло.
И все завязано одним узлом.
И чтоб распутать все,
Расставив по своим местам,
Одно лишь нужно – жить по законам
Данным нам Христом!

 


 

Галина Кузина оптимистична в своих всепогодных прогнозах:

Всем сердцем, мыслью коснулась
я Правды святой и всесильной.
А зло, что с ложью сомкнулось,
замёрзло в холоде зимнем.

 


 

Татьяна Лазарева прекрасно понимает слабосильную природу человека – грехи, соблазны, суеверия… И забвение Творца, конечно:

О, человек! Он ищет выгоды во всём,
Не зная то, что блага все – от Бога.
И ремесло в его руках, и слово –
Лишь попечение Господнее о нём.

 


 

Этот же вопрос – со злом или с добром нам по пути? – волнует и Александра Ситникова:

И вопрос стоит ребром –
С кем ты, друг любезный?
Отчего тебе все мало?
Бьешься чего ради?
Душу чтобы не шатало
Прилепляйся к Правде!

 


 

Со свойственными этому поэту артистизмом и страстностью, своими яркими размышлениями поделился Андрей Акулов.

 


 

Найдя в соцсетях статью довольно известного автора и сочтя её богохульной и языческой, Андрей Волков решил дать достойный ответ и дал. Его памфлет «Незнайка из Союза писателей» вызвал большой интерес на встрече: «Разве плохо, что Библия принадлежит всему человечеству? Или автор намекает на родноверие (современные неоязыческие славянские толкования и культы. – А.Ш.)? Дескать, язычество давайте возродим. Увы, в отличие от Древней Греции и Древнего Рима, политеизм ничего не дал Руси в плане культуры, даже письменность не создал. Его время прошло ещё в раннее Средневековье. Собственно, патриарх Кирилл говорил примерно об этом же в телеэфире – что только христианство принесло культуру на языческую Русь».

 


 

Так что правильно – не отказываясь от нашего исторического наследия, от дохристианских преданий, сказок и даже, в их культурном контексте, от славянского пантеона языческих богов, нам стоить жить и творить в сплотившей русский народ православной вере. И нести свой крест, как делает это родниковец Анатолий Матвеенков:

Крест, однажды данный мне судьбою,
Не ропща, пытаюсь я нести.
Он такой, какого я достоин
На тернистом жизненном пути


.

Очень интересное стихотворение прислала на встречу Светлана Люкшина – «Волки». В русской литературе есть одноименные произведения. Волки в новелле писателя Серебряного века Бориса Зайцева вызывают сочувствие – обложенные охотниками, голодные и холодные, они гуськом, а не стаей бредут по заснеженной степи. Конечно, вспомнится «Охота на волков» Владимира Высоцкого, чей юбилей сейчас широко отмечается, – и мы опять на стороне хищников. Но наша поэтесса дала классический, народный образ – представила безмерную злобу, беспощадность зверя, философски обобщив самую суть коварных недругов, личных и вселенских. Они «затопчут в грязь и загрызут». Но вот оно – отличие милосердного православия от жесткого язычества, финал:

Не дай Бог этому случиться…
Пока же, плача и скорбя,
Не забывай за них молиться –
За ненавидящих тебя.

 


 

Ольга Малыгина словно продолжает образный ряд иноземных злопыхателей-падальщиков, но конец их будет печален:

За нами правда, верим мы в неё,
Хотя не всем порой это по нраву.
И каркает в Европе вороньё,
Но верю: победит добро по праву!

 


 

Стихи мэтра российской поэзии, члена Союза писателей России, родниковца Валерия Савостьянова часто бывают ретроспективны – пристальное вглядывание в прошлое помогает лучше понять проблемы настоящего. Вот и на встрече он обратился к своему детству, к истокам – что было хорошего, что не случилось плохого. А главное – что надо ценить и беречь в жизни.

Я у села своего на виду,
Я у него на особой примете:
В послевоенном,
В счастливом году
Я родился —
И не ел лебеду,
Как зачастую военные дети.

 


 

Политическую, гражданственную публицистику представил на встрече Юрий Сергеевич Алёшин – председатель исполкома Конгресса интеллигенции Тульской области, член общественного Совета по правам человека при УМВД России по Тульской области. Он часто был почётным гостем «Родника» – теперь стал его полноправным членом. Выступление этого общественного деятеля было посвящено 100-летию образования СССР и причинам его распада. В тезисах были указаны государственный атеизм, опора на западные модели развития, неразвитость общественной мысли, слабость руководящей национальной элиты, идеологический кризис.

 


 

Ради преодоления ошибок прошлого и настоящего и работает «Родник», борется словом и делом за будущее. Мощно разворачивается интернет-акция «Сражающееся слово», организованная руководителем клуба Владимиром Алешиным. Продолжается сбор средств «Для фронта, для победы!». Эмоции стихов, раздумья прозы пробуждают душу и разум. И, как написала родниковец Любовь Самойленко,

Но верю я
народ проснётся,
встряхнёт оковы лет.
Добру и вере улыбнётся.
Зажжётся правды свет!

 


 

Очередная встреча в клубе «Родник» состоится 22 февраля 2023 года. Для обсуждения предложена тема, основанная на изречении преподобного Ефрема Сирина: «Подлинно блажен и троекратно блажен тот, в ком есть терпение»

 

Анна Шадская