Слова российского филолога и общественного деятеля Д.С. Лихачева «Твори добро, не видя в том заслуги» легли в основу новой творческой встречи клуба православных писателей «Родник» при храме преподобного Сергия Радонежского.

В традиционном обращении к родниковцам наставник клуба отец Александр Диканёв особо отметил необходимость строгого разграничения личного усердия и личной успешности даже в добрых делах – и промысла Божьего, без которого не может быть ничего:

- С древних времен к святым отцам, к Божьим угодникам приходили люди за помощью. По молитвам святых, Господь являл чудеса, помощь приходила, творились благодеяния. А благодарных людей святые угодники увещевали, что только Бога надо благодарить за все – за каждое слово, за каждый звук, за каждый вдох. Православные христиане, когда что-то доброе сделают, говорят – не в мою славу, а во славу Божию.

Во славу Божию и во благо российского воинства на Украине родниковцы еще активнее развернули интернет-акцию «Сражающееся слово», новых друзей приобрел «Родник». Среди них – Валерия Салтанова, поэтесса, литературный критик из Ростова-на-Дону, чья книга патриотической поэзии «Вровень с Россией» читается сегодня бойцами на фронтах СВО. Своим интернет-голосованием члены клуба дружно поддержали коллегу во Всероссийском конкурсе «Поэзия Донбасса» и сердечно поздравили ее с победой в этом социально значимом проекте. Учредителями конкурса выступили газеты «Вечерняя Москва», «Литературная газета», журнал «Отечественные записки». Конкурс проходил при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

А Валерия Салтанова, в свою очередь, дала исчерпывающую рекомендацию новому члену «Родника», замечательной поэтессе из Санкт-Петербурга: «Среди бытийных неурядиц и жизненных перипетий сформировался голос поэта Татьяны Павловой-Яснецкой – горький, мощный, подчас суровый. Ведь поэт – это судьба. И поэзия пишущего неотрывна от его внутренней сущности, от пережитого и перечувствованного. А еще стихи русского поэта неотторжимы от судьбы России. По всем ухабам и колдобинам ступает слово поэта след в след за своим народом; за всеми взлетами и победами его, окрыленное, устремляется». Ленинградка Татьяна Павлова-Ясницкая прислала в «Родник» стихотворение «Блокадная быль». Поделиться с чужим человеком хлебной пайкой – как это возможно?

Эту сопричастность друг другу, это единение людей не только в творчестве, но и в патриотическом, гражданском служении словно почувствовала родниковец Наталья Баранова:

Живи в любви, молитве, сострадании,
Старайся ободрять и помогать.
Со светлою душою и в молчании
Твори добро – и будет благодать!

Валентина Белевская видит единение людей в незыблемых законах природы и в вечных, непреложных духовных принципах, в человечности человека – венца Божьего творения:

Чтобы плескалось лето в синеве,
Чтобы зима сияла белизной,
Твори добро – воротится извне,
Окупится с завышенной ценой.

О единении пишет и родниковец Кира Бородулина в стихотворении «Далеким и близким»:

Я больше не хочу писать о смерти,
Пророчествовать – дело не мое,
И запись больше мне не панацея,
Но рада видеть пользу от неё
Другим, не мне. Их души драгоценны,
Их жизни так полны чудес!
Я ж собираю семена и плевелы
Своей, под звон чужих сердец.

На предыдущей встрече гостьей клуба была заглянувшая «на огонек» Татьяна Васильевна Власова. И вот теперь мы приветствовали нового полноправного члена «Родника»! Символично, что поэтесса родилась и выросла в селе Константиново Рязанской области (на родина Есенина). По ее словам, «с детства любила и писала стихи, хотела стать журналистом и готовилась к этому. Много писала, была внештатным и штатным корреспондентом местных районных газет “Сельские зори” и “Рязанский комсомолец”, в Туле – “Московский железнодорожник” (заканчивала Московский железнодорожный заочный университет); сотрудничала с газетой “На Тульских магистралях”».

Сейчас трудится воспитателем (работает с детьми-инвалидами, сиротами, детьми из неблагополучных семей). Ходит в храм, помогает людям во славу Божию. Чередуя прозаическое повествование со стихотворными вставками, она рассказала на встрече об обретении ею духовного отца, об укреплении своей веры:

Не жаль тепла растроганной души,
Любви не пожалею безответной,
Коль если кто за помощью спешит
Ко мне с надеждою и верой крепкой.

В адрес клуба и его руководителя были обращены ее добрые слова:

- Слава Богу, я очень рада, что Господь благословил меня быть сегодня снова с вами, что Он помог и мне найти свой «Родник». Я сегодня здесь второй раз, а в первый поняла, что я как будто вернулась в свой родительский дом после долгого отсутствия и прямо в тёплые объятия своих родственников. Спасибо всем и вам, Владимир Сергеевич, за внимание, помощь и поддержку!

Историю мецената-золотопромышленника Иннокентия Михайловича Сибирякова рассказал в своей поэме-посвящении Владимир Гусев:

Приюты строил и больницы,
Сирот мог щедро одарить…
Не о себе просил молиться,
А Господа благодарить!
Нет, ты не мог прожить иначе,
Служить своей мошне не мог.
Раздав богатства, стал богаче –
Твоей душе покой дал Бог!

Благотворителя пытались обвинить в сумасшествии, чтобы лишить возможности распоряжаться своим капиталом, но Сибиряков остался в своем праве. В  1896  году  он  принял  монашеский  постриг  и  вскоре  уехал  на Афон,  оставив  все свои средства  Церкви,  частным  и государственным благотворительным учреждениям.

Там,  на  чужбине,  в  1901  году  окончились  дни  великого  сына  России, который прожил всего 41 год. А Владимира Гусева волнует важный вопрос:

Пороков и страстей оковы –
Нам больше совесть не нужна!
Где новые Сибиряковы?
Ау!!!
В ответ лишь тишина.

Анна Гордова в своем стихотворении вопрошала апостолов:

Какие добродетели
для вечности нужны?
Каким делам и действиям
для Бога нет цены?
Молитвы, покаяние,
несение креста?
Пред Богом предстояние?
Терпение поста?
И, дав нам подумать, сама же ответствовала:
Всё это несомненное,
но истина проста!
И самое бесценное
есть вера во Христа.

Андрей Волков о своей очередной рецензии провел анализ статьи «Незыблемый столп государства», принадлежащей перу А.А. Проханова – главного редактора газеты «Завтра». Автор рецензии справедливо и точно подметил сходство взглядов коммуниста Александра Проханова и журналистов-консерваторов на идею укрепления российской государственности: «Писатель в своей статье рассматривает высший, можно сказать, духовный смысл военного конфликта, понимаемый им как битва между западным либерализмом и русской империей, которая вот-вот восстанет из праха времён. Любопытно, что примерно так же видит российско-украинский конфликт политический философ правого толка А. Г. Дугин».

«Белым» стихом пополнила ряд насущных вопросов новый член «Родника» Алла Евсеева:

Чем для нас является отчизна?
За что мы боремся,
За что мы жизни отдаём?
За что страдают наши дети?
Вопросов много и все – «за что?!».
Когда найдём на все вопросы мы ответы,
Когда поймём, за что и почему, –
Покаемся за все грехи на этом свете.

Александр Евланов не задается вопросами, он знает ответы и видит россиян единым сплоченным ополчением, вставшим на защиту Отечества не только оружием, но силой духовной, правдой и честью:

Провожают Божьим миром
Под «Славяночку» в распев,
Чтоб жилось в России с миром,
Все напасти одолев.

По инициативе Александра Евланова, родниковцы приняли решение сделать постоянной акцией сбор средств для Тульского 51-й полка ВДВ, военного госпиталя в Белгороде, для всех нуждающихся в помощи и поддержке.

Военное столкновение – самое жестокое, но и самое очевидное, что может быть на свете. Страшнее, что сегодня противостояние добра и зла происходит не только на поле брани. Посягательства идут на сами духовные и нравственные основы Богом данного мироустройства, на саму природу человека. Поборников содомова греха «прохватила» в своем ироничном стихотворении-памфлете родниковец из Красноярска Любовь Зимина:

Из нелепого бреда теорию сляпав,
С ног на голову нормы морали сместив,
Донести коллективный пытается Запад
И до нас своих пагубных песен мотив.
И от буйного ветра «свободы» прихрюкнув,
Разжимая извечных устоев тиски,
Щеголяют там девушки в берцах и брюках,
В женских платьицах там семенят мужики.

Светлана Люкшина сослалась на Послание апостола Павла к ефисеянам (6:12) «…наша брань не против крови и плоти, но против духов злобы поднебесной» и дала свое видение вселенского противостояния добра и зла у разных стран и народов:

Идёт духовная война за наши души,
И “против духов злобы наша брань”,
Не возгордись, когда творишь добро, – послушай:
Гордыни бес коварен, как и встарь.
Смиренный сердцем радость чистую познает,
И эта радость – выше всех похвал,
Ведь сам Господь и вразумляет, и спасает
Своей Любовью тех, кого призвал.

Ольга Малыгина, видимо, не только российские грады имеет ввиду, когда предлагает немудреный, но действенный план праведной жизни на земле:

Твори добро, не думай о награде,
Тогда добро умножится вдвойне.
И солнце засияет в каждом граде.
Забудут люди о беде, войне.

Но за высокое и светлое еще надо уметь постоять, побороться. Поэтому иронична в некоторых строках своего стихотворения Ольга Осенская, щедро отдавая миру

добро души и трепетного сердца.
Осмелюсь думать – русская душа
добавит иногда всем соли с перцем,
для вкуса жизни... Добротой дыша.

В страстном по эмоциональной окрашенности, совершенном по форме, бездонно глубоком по содержанию стихотворении «Русское имя» взывает к помощи предков Валерий Савостьянов. В одном строю с нами, сегодняшними, княгиня Ольга и вещий Олег, легендарный богатырь Боброк и все, идущие вслед за ними:

Русское имя подобно паролю –
Пусть оно
Русскому служит покою,
Как наш искрящийся снег,
Как наш раскаянный грех.

Оптимистично-созидательны и призывны поэтические строки Любови Самойленко. Слово – главное разящее оружие и мирное орудие стихотворца во славу Божию:

Пусть будут в радость всем слова –
Слова любви, удачи, счастья…
И в строках нитями родства
Напишет жизнь свой стих-участье.
Пусть будут помыслы легки.

Дари добро и в Божьем слове
Не уповай на тень тоски.

Своеобразное поэтическое напутствие дает коллегам Александр Ситников:

Будет пусть добро, как эстафета.
С Божьих рук к достойному идет,
Чтоб не стать разменною монетой –
Той, что зло пускает в обиход.

Подвести итог встречи хочется отрывком из эссе родниковца Игоря Крюкова: «Чем больше ты делаешь добрых дел, а душа твоя становится чище и лучше, тем больше твоя жизнь наполняется истинным смыслом добродетели. А чем искреннее и бескорыстнее твоя добродетель, тем лучше и тем больше ты уподобляешься образу Божьему. Ведь Господь – это есть безграничная любовь и добродетель, к чему мы должны все стремиться. Так заповедал нам Христос. И не только заповедовал, но и показывал, и давал примеры в своей земной жизни»

22 декабря 2022 года, в 17 часов в клубе «Родник» будет обсуждаться новое изречение академика Д.С. Лихачева: «Без памяти нет совести. Без совести нет памяти».


Анна Шадская, фото автора