Я не претендую на серьёзное освещение этой сложной темы, поскольку, хоть и получил педагогическое образование, в школе никогда не работал, если не считать практики, да и она большей частью свелась к натаскиванию учеников на сдачу ЕГЭ. В моё время ЕГЭ не было: школа проводила свои экзамены, как и университеты - свои вступительные испытания.
Наша страна хоть постоянно конфликтует с США, но, тем не менее, на Америку посматривает. Однако там вообще нет государственных стандартов в области образования и учебные заведения вправе разрабатывать свои тесты и задания для проверки знаний. Престижные мировые университеты точно так же не зависят от тестов, составленных мало смыслящими в образовании чиновниками, и вправе проводить свои вступительные экзамены.
ЕГЭ – это бич, по общему мнению многих педагогов, современного российского образования, и пока он есть, то говорить о какой-то воспитательной роли школы невозможно. Едва ли многое изменилось с того момента, как я проходил в школе практику – старшие классы наверняка по-прежнему проходят подготовку к сдаче ЕГЭ, где учеников, словно цирковых собачек, натаскивают на тесты. А ведь в возрасте 12-14 лет человек впервые задумывается о себе, своём месте в мире, своей стране, религии, и если школа не может дать ответы на эти вопросы и часто даже раздражается, когда ученик их задаёт, то он станет искать в других местах и, возможно, усвоит совсем не то, что следовало бы запоминать.
Прошедший День победы над фашизмом – прекрасный праздник, один из главных в жизни человека, пусть во многих странах он отмечается не 9 мая, а 8 мая как Victory in Europe Day, День победы в Европе. Именно в этот день вступил в силу Акт о капитуляции Германии, который, впрочем, не удовлетворил И. В. Сталина, и он распорядился, чтобы Г. К. Жуков принял капитуляцию Германии в Берлине от представителей всех видов войск нацистов, что и было сделано 9 мая.
Для нашей культуры День победы – одна из главных тем. Множество литературных произведений, фильмов, песен посвящено ВОВ. Что может быть более патриотичным, чем сохранение памяти об огромных жертвах, которые понёс Советский Союз на полях сражений! Конечно, праздник не должен становиться парадом гордости, ибо почти всех, кто был причастен к победе, уже нет на свете, но быть именно днём памяти, дабы следующие поколения не забывали, о том, как ужасна война и что это за зверь такой – фашизм.
Национал-социализм – одна из разновидностей фашизма, возможно, самая агрессивная. Адольф Гитлер много почерпнул у своего учителя Бенито Муссолини, в том числе милитаризацию общества, взгляд на социум как на корпорацию, антикоммунизм и добавил сверху расовую теорию французского писателя Артюра де Гобино.
В советском искусстве антифашистские произведения стали появляться ещё в середине 1930-х гг., прежде всего фильм немецкого актёра-коммуниста Густава фон Вангенхайма «Борцы», снятый на студии Межрабпомфильм в 1936 году. Так как чуть позже И. В. Сталин пришёл к идее сотрудничества с Гитлером и разделе сфер влияния в мире, то антифашистская линия советского искусства, едва начавшаяся «Борцами», повествовавшими о коммунистах-подпольщиках в Третьей Рейхе, была забыта вплоть до 1941 года, когда нацистская армия напала на СССР.
Тут уже всем стало очевидно, что нацизм – это зло и вступать с ним в соглашения – лишь оттягивать неизбежное противостояние. Огромное количество писателей в период ВОВ работали на фронте военными корреспондентами, многие пришли в литературу с полей сражений (так, в частности, сложилась «лейтенантская проза»). То же самое характерно и для советского кино – немало будущих режиссёров, актёров в 1941 – 1945 гг. сражались на полях войны с нацизмом, что помогло им в будущем художественно осмыслить свой военный опыт. Другие же кинематографисты сражались словом или, точнее, кадрами. Были распространены альманахи серии «Боевой киносборник» (1941 – 1942), новеллы для которых создавали ведущие режиссёры тех лет.
В школе, безусловно, история и литература должны работать в связке, чтобы, например, на уроках истории учитель рассказывал о предпосылках Второй Мировой войны, фашизме как идеологии, непосредственно ходе Великой Отечественной войны, а на уроках литературы школьники бы изучали художественное осмысление военного опыта. Возможно, стоило бы вместо эпопеи «Тихий Дон», которую ученики едва ли смогут прочитать и понять, изучать другой роман М. А. Шолохова «Они сражались за родину», а также его рассказы о войне (помимо «Судьбы человека» есть ещё «Наука ненависти»). Об изучении кино, что, безусловно, становится всё актуальнее с каждым днём, ибо кинематограф давно занял место главного искусства (ну, может быть, деля его с музыкой) в сердцах молодёжи, говорить не стоит, пока не будет кардинальной реформы образования, ибо школьники и так очень загружены, причём часто не тем, чем надо. Государственная политика в области образования до недавних пор была откровенно антигуманная. Чиновники не скрывали, что хотят, чтобы школьники вырастали не всесторонне образованными людьми, а потребителями, что-то вроде биороботов. Особенно ярко об этом заявлял экс-министр культуры В. Р. Мединский. Вот и сейчас он говорит, что патриотическое воспитание состоит в том, чтобы воспевать флаг и страну и, конечно, сослался на опыт США.
Но, как любит изъясняться сам В. Р. Мединский, на самом деле патриотическое воспитание нечто совсем другое. И обезьяну можно научить петь «аксиос» флагу или гербу, а вот знать историю и культуру своей страны, научить понимать исторические процессы и то, как они отражаются в искусстве, вот это гораздо сложнее.
Неведомы были в моё время такие классики нашей литературы, писатели-фронтовики, как В. П. Астафьев, особенно его итоговый роман «Прокляты и убиты» (1995), Д. А. Гранин, мало были известны школьнику А. И. Солженицын и В. Т. Шаламов, писавшие о «тёмной стороне» сталинского времени, которую тоже нужно знать. Убийства, расстрелы и казни, кем бы они ни были совершены и какой бы идеологией ни прикрывались, одинаково ужасны и не имеют ничего общего ни с патриотизмом, ни с духовно-нравственными ценностями. Ещё Солженицын в «Архипелаге ГУЛАГ» писал о спасительной роли памяти, дабы не повторились в будущем ни преступления нацизма, ни сталинского режима.
С патриотизмом тесно связано и духовно-нравственное воспитание, ибо страна – это, прежде всего, люди, а вера в Бога невозможна без любви к человеку. В советской литературе откровенно христианские сюжеты не приветствовались, полузапрещённым писателем был Михаил Булгаков, а такие эмигранты, как Иван Шмелёв или Алексей Ремизов и вовсе замалчивались.
Безусловно, нельзя объять необъятное, однако всестороннее изучение советского наследия, наиболее близкой к нашему времени эпохи, поможет осмыслить проблемы нынешнего времени, в том числе и те вызовы, которые стоят перед страной сейчас. Ключевое событие советской истории, как уже было сказано, Вторая Мировая война, память о которой не должна сводиться к формальности, а живо переживаться будущими поколениями. Если фашизм перестанет вызывать сердечное отвращение, и будет восприниматься как нечто давно прошедшее, то он неизбежно возродится, ибо зло способно рядиться в самые разные одежды, оттого так важно уметь разоблачать зло прежде, чем оно набрало силу.
16. 05. 2022