Это интервью я взял у Валерия Николаевича Савостьянова более пяти лет назад. Тогда известный  поэт только собирался выпустить свой новый сборник стихотворений «Русский крест» и эта книга уже  вышла в свет и получила заслуженное признание. Оказалось, что, то интервью актуально до сих пор.

Я всегда слушаю его со вниманием и интересом. Его – моего ровесника, моего сотоварища по клубу православных творческих деятелей «Родник» при тульском храме преподобного Сергия Радонежского. Говорит всегда по делу, убористо, ёмко, эмоционально и, при необходимости, с примерами и чтением наизусть своих и чужих, нужных по теме стихов. Мне нравится его мысль и стихосложение. Нравится и своей реальностью, понятностью, доходчивостью — и своей, на первый взгляд, вроде бы простой, но, тем не менее, заставляющей запоминать, задумываться и повторять его строки, глубокой и подчас как бы прячущейся за такой вот простотой и доходчивостью, философской интонацией. Читая и слушая его стихи, ощущаю, что это и мои мысли, что это и я — тот персонаж, о котором он пишет. Я вместе с ним — и в том действии, и в том времени…

И вот, узнав, что авторитетным Жюри известных писателей России он признан лауреатом Московского международного поэтического конкурса « Золотое перо »-2012 в номинации «Лучшее посвящение Великой Отечественной войне», я искренне за него порадовался. Достоин! Ну, кто же, как не он? Я вспомнил его «военные» стихи, его выступления в нашем «Роднике» и, конечно, его недавнее, особенно яркое, выступление в литературной гостиной Дома культуры железнодорожников по теме «В начале было Слово…», которая проводилась в рамках Недели православной книги. Он читал вдохновенно, живо, в меру жестикулируя, эмоционально и очень художественно — и, главное, произнося с любовью каждое слово. Зал горячо аплодировал…

И вот, увидев на сайте Московского института социально–культурных программ (а именно он является учредителем и организатором конкурса « Золотое перо »), результаты этого конкурса в 2012 году, я так захотел, чтобы о заслуженном успехе нашего земляка и моего соратника узнали все. Все любящие поэзию, любящие русскую культуру, любящие, как и он, русское Слово. Чтобы узнали и вместе с ним порадовались его победе – победе тульского поэта Валерия САВОСТЬЯНОВА.

Я задал ему несколько вопросов о конкурсе. И вот какой у нас получился диалог:

Как Вы узнали о конкурсе «Золотое перо» 2012? Сомневались или сразу решили участвовать?

Так сложилось, что в нашем Тульском отделении Союза писателей России я, как член Бюро, по просьбе Ответственного секретаря нашего Тульского отделения СП России В.Ф.Пахомова осуществляю связь между Москвой и Тулой (то есть между « головным офисом » Союза писателей России — и нашим Тульским отделением Союза писателей России). Однажды, несколько лет назад, руководство Союза писателей России попросило меня передать Пахомову Виктору Фёдоровичу книгу, в которой были напечатаны его стихи. Оказалось, что он попал в число её авторов, участвуя в конкурсе « Золотое перо ». Книга была очень красивой, тяжёлой, изданной на качественной, по-моему (насколько я помню), даже мелованной глянцевой бумаге, и со множеством репродукций картин московских, и не только, художников. Это потому, что в книгу вошли вместе с лучшими стихотворениями участников конкурса « Золотое перо » и лучшие картины участников конкурса « Золотая кисть ». Так я узнал о существовании этого интересного московского проекта, всегда заканчивающегося великолепно изданным фолиантом, и, разумеется, о конкурсе « Золотое перо » — как одном из составляющих этого проекта. Позднее же, когда я овладел интернетом, я нашёл соответствующее объявление на сайте « Союз писателей России » и решил принять участие в этом конкурсе. Всё остальное — дело техники…

Не помню, чтобы я сомневался. Что сомневаться, если ты фактически ничего не теряешь? Ну, понятно, кроме некоторого количества времени. Так это и есть наша современная литературная жизнь…

Каждый участник наверняка думает о победе. Вы надеялись на чудо или были уверены в своих силах?

Может быть, кто-то и думает о победе. Я не думал — для меня было главное: хорошо сделать дело (простите за тавтологию!) А это значит: отобрать из своего творчества стихотворения, наиболее отвечающие задачам конкурса. И если они у тебя есть и если ты их правильно отобрал из своего творчества и правильно подал, победа приходит сама. Ну, разумеется, конечно, если принять как данное, что жюри объективно. И никаких чудес!.. Хотя, тем не менее, всё равно каждая такая победа — это маленькое чудо и всегда Милость Божия!

Как вы отреагировали на известие о победе. С кем поделились в первую очередь?

Разумеется, обрадовался. Но принял как должное. Заслуженное уже почти полувековым, если хотите — подвижническим, поэтическим трудом. Таким трудом, когда другие закончили свои, скажем, инженерные дела и отдыхают, либо развлекаются, — а мы, поэты, в это время осуществляем вторую составляющую известной строки Владимира Маяковского: «Землю попашет, попишет стихи… »

Радостным известием поделился, прежде всего, с женой, это она помогала мне готовить подборку стихотворений, печатая их на компьютере. Инженер-программист по образованию, она много лет работала на компьютере, и сегодня, надо признаться, разбирается в нём и в интернете гораздо лучше меня. Хотя я тоже инженер-электронщик с большим стажем работы. Но вычислительная техника развивается стремительно — и мои ЭВМ уже давно в прошлом…

Были ли у вас когда-нибудь мысли, что ваши стихотворения не заслуживают внимания. Если «да», то, как вы преодолевали себя?

Никогда у меня не было и не бывает подобных мыслей: я абсолютно уверен, что наше творчество необходимо не только нам самим, но и Тому, Кто гораздо мудрее нас. И более того: каждый, кому Он дал хоть какую-нибудь искру таланта, отвечает перед Ним за эту искру. Ибо наш талант — Дар Божий, полученный нами во временное пользование!

Что вы посоветуете тем, кто боится выставлять свои работы на конкурс?

Что тут посоветовать? Пусть: 1) или не боятся, 2) или подождут, когда перестанут бояться…

Настоящий поэт может писать « в стол »? Или обязательно нужна оценка творческой деятельности?

Настоящий или ненастоящий — кто это про себя сразу знает? Просто мы пишем — и сначала, разумеется, пишем « в стол ». А потом, если решаем, что пишем не только для себя, но и для других — то показываем людям и получаем их оценку. И тут главное, чтобы она была на этом первом этапе профессиональной и доброжелательной. Но непременно честной!

Когда вы начали писать? Кого можете назвать своим «учителем » в литературе?

Я начал пробовать писать очень давно, ещё в раннем детстве, когда жил в деревне и учился в начальной школе. Помните, в каком году совершил свой подвиг Зиганшин со товарищами? Так я уже до этого писал стихи. А тут сразу же написал целый цикл стихотворений, с которым (а также и с другими стихами) и приехал в Тулу в сопровождении бабушки. И сразу же в газету «Коммунар», туда, где сегодня Тульский областной колледж культуры, а не так уж и давно, но уже после «Коммунара», было культпросветучилище! А там говорят: «Да нет, таким юным — в «Молодой коммунар!»». Видно, я у них не первый такой: научились «отшивать». Мы с бабушкой уставшие, голодные: вот-вот мероприятие сорвётся. Хорошо ещё, что «Молодой коммунар», находившийся тогда на втором этаже восстановленного ныне здания костёла, здесь же на улице Коммунаров, недалеко. Ну, а дальше читайте моё стихотворение « В редакции», есть у меня такое на «Стихи.ру» в цикле «О стихах и о поэтах»…

Что касается учителей в литературе, так я очень многим благодарен за науку, за вдохновение. И коль сейчас начну здесь об этом говорить, то всю статью нужно будет посвятить этим людям. Так вот, если когда-нибудь всё-таки выйдет в свет моя книга «Русский крест» ( а я уже более 10 лет в нашем Тульском отделении Союза писателей России стою в очереди и жду губернаторскую поддержку на её издание) — то всех их, не только моих учителей и наставников, но и всех, кто хоть как-то помог мне на пути в поэзию, — постараюсь перечислить в своём предисловии.

Как вы думаете, писатели пишут то, что требует публика, или публика читает то, что пишут читатели?

Думаю, что все писатели разные. И как можно отвечать за всех? Мне хочется верить, что настоящие писатели пишут о том, что требует их душа (а не публика). И ни под кого не подстраиваются. Ведь, главное, что Тот, Кто всё видит — всё равно прочтёт! Именно Он — наш самый первый и самый строгий Читатель. А уж потом, как Вы говорите, публика…

По вашему мнению, насколько значим конкурс «Золотое перо» в современном литературном мире?

В конкурсных «сражениях» я далеко не новичок: в этом году исполняется ровно полвека моему первому поэтическому конкурсу! В 1962 году я, ученик 7-г класса 51-ой средней школы (что на самой окраине Криволучья — наверное, самого окраинного района нашей Тулы) впервые участвовал в городском конкурсе среди школьников — и сразу же победил! Вернее, разделил первое место ещё с одним тульским школьником, членом литературного кружка при Тульском Дворце пионеров. Но здесь, я думаю, нужно учесть одно важное обстоятельство, о котором я узнал тогда по большому секрету: поскольку этот конкурс как раз и проводился этим самым Дворцом пионеров, то обидеть « своего участника » жюри того конкурса, увы, не захотело. Тогда лауреатам конкурсов обычно дарили книги, поэтому главную награду поделили пополам, и у меня за победу — лишь второй том двухтомника Некрасова. Но всё равно: как приятно сегодня открыть этот том и прочитать на нём добрые слова, вдохновившие меня на всю мою будущую жизнь! И разве сегодня так уж важно, какое место я тогда занял — куда важнее опыт, который я начал тогда приобретать. Главное же в этом опыте было: не унывать, работать — и тебя обязательно заметят! Этот опыт много раз помогал мне потом в жизни и в творчестве: ведь каждая публикация в журналах, особенно в таких, как « Наш современник », «Молодая гвардия», «Литературная учеба» и других (а их в моём « послужном списке » немало) — это всегда конкурс!..

Вот и сейчас такое количество конкурсов! И такое количество лауреатов и дипломантов! Многие конкурсы и звания, мне кажется, просто-напросто девальвированы. Ну а поскольку главная задача поэта, как я её понимаю — писать, работать над собой, над своими произведениями, а не участвовать в конкурсах, то, уж если решил участвовать — наверное, всё-таки нужно участвовать в значимых, как Вы их называете, конкурсах. Конкурсов с названием « Золотое перо » сегодня очень много: и Всероссийских, и местных. Но этот конкретный: Московский международный поэтический конкурс « Золотое перо » — по-моему, один из таких вот значимых. И по составу претендентов, и по уровню представленных произведений. И поскольку главной и единственной наградой конкурса становится участие в его итоговом сборнике (о котором я уже говорил выше), то каждый, взяв такой вот сборник в руки, может сам убедиться в моих словах. При желании такие сборники можно всегда найти в московских библиотеках…

Вы выбирали произведение из своего прошлого творчества или писали стихотворение под конкурс?

Нет, конкретно под конкурс я ничего не писал. Просто выбрал, как я считал, достойные стихи из своего, как Вы говорите, прошлого творчества. Но хочу здесь подчеркнуть: из недавнего прошлого…

Посоветуете ли вы своим друзьям по перу принять участие в этом конкурсе?

Разумеется! Всем своим друзьям-поэтам, членам Союза писателей России (а может быть, и не только), советую участвовать и конкретно в этом конкурсе, и в других, тоже не менее значимых, конкурсах Союза писателей России.


Владимир АЛЁШИН, председатель Тульского клуба


православных писателей «Родник» при храме преподобного


Сергия Радонежского.

А теперь я хочу предложить вашему вниманию конкурсные стихи лауреата конкурса «Золотое перо» Валерия Савостьянова. Но прежде хочу сказать о некоторых условиях этого своеобразного конкурса. Все существующие конкурсы разного масштаба (по объёму представляемого на них материала): есть конкурсы поэтических книг и рукописей, а есть конкурсы всего лишь одного стихотворения. Этот же конкурс «Золотое перо», проводимый Московским институтом социально–культурных программ сразу в шести номинациях, — конкурс, если так можно выразиться, двухсот поэтических строк. То есть номинаций много, а представить на конкурс можно лишь небольшое количество стихотворений, общее число строк которых жёстко ограничено. И поэтому выбрать эти стихотворения автору, не знающему заранее в какой номинации его подборка будет рассматриваться Жюри, здесь особенно трудно…


ГОГОЛЮ
Мы потеряли не в бою
Страну великую свою —
Державы вековые скрепы
Рубили росчерком пера
Предавшие дела Петра
Три новоявленных Мазепы.
Не помогли тома твои,
Замешанные на любви,
На братской нежности славянства,
Найти надёжные пути
И нашу Родину спасти
От подлости, от окаянства.
Боюсь, великий Ревизор,
Увидеть беспощадный взор
И услыхать укор суровый,
Когда ты спросишь нас: 
«Не вы ль
Виновны, что лютует Вий,
Как Змей-Горыныч, трёхголовый?»
А что ответить? 
Как не мы:
Давно ль Днепра, Москвы, Невы
И Свислочи струи кипели —
Но и фашистский бомбовоз
Не смог поставить под вопрос
Величье киевской купели.
Одной водою крещены,
Победной славой взращены —
Одной судьбой неустрашимой, 
Росс, малоросс и белорус,
Обречены мы на Союз,
Навек святой и нерушимый!
Не зря ведь, Гоголь, твой Тарас
Опять заблудших учит нас
Тому, как лечится измена!
И мы отстроим топором
Всё, что разрублено пером
Ополоумевшего Змея!..


СУМАСШЕДШИЕ


В старинных зданиях Петелинской* больницы


Надёжны стены, окна — крепости бойницы.
Фашисты ставили в те окна пулемёты —
Какие мощные естественные доты!


Какой обзор — в бинокль Упа** почти что рядом.


Их не достанешь тут ни пулей, ни снарядом...


Ну а больных, чтоб не мешались под ногами,


Гони на улицу прикладом, сапогами.
Зачем психованным пилюли и постели:


Лежачим — пули, остальным — гулять в метели.


Так поднимай же их с кроватей, полусонных —


Пусть убираются в чём есть: в одних кальсонах...


Гора Осиновая***, Упское***, Барьково***,
Вы столько видели, но только не такого!
А не хотите ли ещё вы этих, шедших


Куда глаза глядят, раздетых сумасшедших?


А если кто из них и вылечен — понятно,
От лютой стужи он с ума сошёл обратно...
Присады Нижние*** и обе Еловые***,
Недалеки до вас дорожки полевые,
Но если ноги, если руки — как сосульки,


Не добрести, не доползти до вас за сутки.


А доползёшь — не трогай лихо, если тихо —


Кому же нужен лишний рот, к тому же психа...


Помог ли кто им? Знать — не знаю. Но едва ли:


Их немцы — гнали, и свои — не принимали.


Спроси в Никитино***, в Бредихино***, в Ильинке*** -


Ну кто их вспомнит? И нужны ли им поминки,


Тем, что по улицам прошли, как привиденья,


За восемь лет почти
До моего рожденья?
Ну, разве только моя тётка пожилая
Поставит свечку им и рая пожелает.
Забьётся сердце у неё, как у синицы.
Она всю жизнь свою работала в больнице.
Теперь она за всех убогих молит Бога.
Наверно, тоже сумасшедшая немного...


 




* Петелино — посёлок недалеко от г. Тулы
** Упа — река в Тульской области

*** Осиновая Гора, Упское (Сергиевское), Барьково, Нижние Присады, Большая и Малая Еловые, Никитино, Бредихино, Ильинка — деревни под Тулой.


ЛЁТЧИК


Дорогому тестю


Михаилу Дмитриевичу Смирнову


Подождите — не будите, юный свой уймите крик:


Сел в любимый истребитель старый лётчик–фронтовик.


Он теперь в германском небе, там, где выше только Бог,


Он опять — прекрасный лебедь и опасный ястребок.


Позади — его ведомый, в перекрестье — «мейсершмидт»,


Что свинца наелся вдоволь: миг ещё — и задымит,


И на запад, уж не страшен, понесёт он чёрный знак:


Забивайтесь в щели ваши — атакует русский «ЯК»!..


Подождите — не будите, юный свой уймите крик:


Сел в любимый истребитель старый лётчик–фронтовик.


Он теперь в германском небе, там, где выше только Бог,


Он опять — прекрасный лебедь и опасный ястребок!


Где найдёте вы такого? Он один теперь из тех,


Кто к ногам родным Чулкова* положил великий рейх!


И осталось так немного в снах его высоких трасс —


Не комэска он, а Бога скоро будет лучший ас.


Молвит, глядя Богу в очи: «Не умеющий летать


Прилетал тут ангелочек — из училища, видать!


Чтоб над нашим райским домом не смеялись бы в аду —


Я возьму его ведомым и на бесов поведу!..»




* Чулково — старинное название одного из районов г. Тулы

 


* * *
Я был рождён во времена,
Когда закончилась война
Победою!
О них шпана
Теперь кричит как о суровых,
Где правил злобный вурдалак.
Не знаю: врут иль было так —
Я помню гордость, а не страх,
И хлеб,
Бесплатный хлеб в столовых.
Уроки кончены, и вот
Туда, где свой, родной народ,
Серёжка в очередь встаёт,
А мы, пока он достоится —
За стол! 
И солюшки щепоть
Посыплешь щедро на ломоть:
Как радуются дух и плоть —
Ах, видели б вы наши лица!..
В краю пятнадцати столиц
Таких сегодня нету лиц!
Не зря рекламный русский фриц
Мне предлагает всё и сразу:
Лишь только бы молчал я впредь
О гордости победной, —
Ведь
Я — хлеб, какому не черстветь,
Я — соль та, равная алмазу!..



КРАСОТА ТВОЯ НЕПАРАДНА
Красота твоя — непарадна:
Поле, ивушка у ручья.
И за что же
Так безоглядно
Я горжусь тобой, Русь моя?
В путь булыжный и бездорожный
Тащит нас твоя колея —
Так за что же,
Почти безнадёжной,
Тебе верую, Русь моя?
Коль возносишь, всегда случайно —
Чаще в песню бьёшь из ружья.
Ну за что же 
Так беспечально
Вновь пою тебя, Русь моя?..
Ты — сырая моя скворечня!
И не спрашивайте скворца:
За что любит он 
Так бесконечно
Клён свой ветреный у крыльца!


* * * 
Мамочка, ты хоть немножко рада,
Легче тебе, мама, хоть чуток? —
Глянь: твоя могильная ограда
Словно распустившийся цветок!
Выкрашены лавочка и столик…
И когда к автобусу иду,
Оглянусь, — и веселее, что ли? —
Будто бы закрасил я беду.
Будто потому, что крест не ржавый,
А, как мамин локон, вороной,
Уж теперь 
Ни с нашею державой
Не случится худа, 
Ни со мной…



В ЛИТИНСТИТУТЕ
Я напрасно считаюсь мэтром,
Мне не выразить: это как —
Её волосы пахнут ветром
И кузнечики в каблуках.
Она входит — они стрекочут,
Она сядет — ещё поют.
Они скоро меня прикончат —
Просто походя раскуют.
Ну не зря же семинаристки
Критикуют её духи,
Разрывают её записки
И высмеивают — стихи!
Они думают, злые дети:
Им спасти меня удалось!..
Пуще прежнего дует ветер
Беспощадных её волос!..
* * *
Рощица прозрачная, нагая,
Листья днями прошлыми шуршат.
Есть ли на Земле земля другая,
Чтобы так умела утешать?
Озеро все прожитые годы
Отражает, словно камыши.
Есть ли на Земле другие воды,
Чтобы так смывали боль с души?
Русские холмы — как милой груди,
Буйный бор — как братья во хмелю.
Есть ли на Земле другие люди,
Коих так — без жалости — люблю?
Перекрёсток Крест на сердце высек,
Чтобы вместе верить и страдать…
Есть ли на Земле другие выси,
Что так обещают Благодать?