«Сделать как можно больше пользы моему отечеству – вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все мои способности!» (К.Д.Ушинский)
Двадцать седьмого июня 2022г. В.В.Путин – Президент РФ подписал Указ и объявил 2023-ий годом педагога и наставника с целью признания особого статуса представителей профессии. В этой связи и к юбилею уместно вспомнить нашего земляка Ушинского.
Константин Дмитриевич Ушинский родился в Туле (19 февраля по старому стилю, т.е. 3 марта – по-новому) 1823 года. Эта дата зафиксирована в заявлении его матери, документах отца, показаниях под присягой повивальной бабки, присутствовавшей при рождении и крещении Константина. Соответствующие метрики хранятся в государственном архиве Тульской области. Сразу сделать запись в церковную книгу местный священник не мог, так как мальчика крестили в тульской Всехсвятской церкви, а она в то время считалась кладбищенской и была бесприходской, потому не имела собственную метрическую книгу. Какое-то время Костя жил без документов. Когда возникла необходимость поступления в гимназию, документы были выправлены. Священник Иван Семёнов, крестивший мальчика, тогда уже умер, поэтому Тульской духовной консистории пришлось проводить опрос свидетелей. Факты широко освещены в серии книг «Гордость земли Тульской» (Тула. Приокское книжное издательство, 1991г., стр.343-346, автор А.А.Петухов), где имеется ссылка на источник ГАТО. В фонде №3, описи №4, страница 50 оборот числиться дело №2149 открытое 29.10.1832г. и законченное 7.11.1833г. категории особо ценное, новый номер 1116, Надворной Советнице Любови Степановне Ушинской свидетельство о рождении сына Константина. Фрагменты из дела:
Произошёл он из семьи советника тульской казённой палаты, отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Чиновник занимался по купле-продаже и перемещению крестьян, фигурируя в документах под фамилией Вшинский. Наверно, фамилия казалась ему неблагозвучной и он стал именоваться Ушинским. Мать, к сожалению, умерла, когда сыну исполнилось 12 лет. В Туле Ушинские квартировали в двухэтажном доме купца П.И.Авчинникова, впоследствии снесённом. Считается основоположником педагогической науки в России; автор учебников для народных школ, литератор, журналист. Издано одиннадцать томов собрания сочинений талантливого теоретика и практика.
Память знаменитого земляка в Туле увековечили, назвав одну из улиц его именем, которая находится в Пролетарском округе областной столицы, а также установлена мемориальная доска на угловом здании перекрёстка улиц Тургеневской и Менделеевской с надписью: «Здесь, на бывшей улице Барановой, стоял дом, в котором родился великий русский педагог Ушинский Константин Дмитриевич».
Высоко оценен государством. Учреждена Медаль К.Д.Ушинского Министерства образования и науки для награждения особо отличившихся педагогов. Ушинский считал, что цель воспитания – формирование активной и творческой личности, подготовка человека к физическому и умственному труду как высшей форме человеческой деятельности. «Самая важная часть воспитания – писал Ушинский, – образование характера. Никогда не обещайте ребёнку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его». Во времена, когда порка считалась неотъемлемой во многих дворянских семьях и гимназиях, Константин Дмитриевич утверждал, что страх телесного наказания не сделает злого сердца добрым, а смешение страха со злостью – самое отвратительное явление в человеке.
В детстве и отрочестве Константин получал хорошую домашнюю подготовку от своей матери. В гимназию он был зачислен сразу в третий класс. Он много читал, часто был инициатором диспутов на различные темы. Его биографы отмечали, он терпеть не мог подхалимства среди учеников и несправедливости некоторых учителей. После окончания в 1840г. поступил на юридический факультет Московского университета, где слушал лекции известных профессора истории Грановского и профессора философии государства и права Редкина. По завершении курса был оставлен в университете для сдачи магистерского экзамена. В круг интересов Ушинского помимо философии и юриспруденции входили и литература, и театр, и вопросы распространения грамотности и образованности среди простого народа.
В 1846 году он был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук ярославского Демидовского лицея по кафедре энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов. С марта по май 1848 года редактировал неофициальную часть газеты «Ярославские губернские ведомости». Либеральные взгляды молодого Константина Дмитриевича привели его к увольнению из лицея. Некоторое время он зарабатывал себе на жизнь переводами статей из иностранных журналов, рецензиями и обзорами в журналах.
Через полтора года тщетных попыток найти преподавательскую работу в Ярославле Ушинский переехал в Санкт-Петербург и устроился на мелкую чиновничью должность столоначальника Департамента духовных дел и иностранных вероисповеданий. Сотрудничал в журналах «Современник» (1852 – 1854гг.), «Библиотека для чтения» (1854 – 1855гг.). В 1854 году ему удалось перейти на работу преподавателя русской словесности и права в Гатчинском сиротском институте, где через год он стал инспектором классов. Закрытое среднеспециальное учреждение, опекавшееся самой императрицей, готовило будущих чиновников министерств и департаментов. Институт славился своими строгими порядками, малейшие оплошности безжалостно наказывались. Учеников вынуждали доносить друг на друга, а это порождало вражду между ними. За время своего пребывания на этой должности Константин Дмитриевич смог полностью изменить суть воспитательного процесса. Прекратилось воровство, кляузы, сухой канцеляризм. В стенах учебного заведения пытливый учёный обнаружил архив «полного собрания педагогических книг» прежнего инспектора – Е.О.Гугеля, которые оказали на него огромное влияние. По прочтении оных Ушинский опубликовал статью «О пользе педагогической литературы», имевшей большой успех. После чего утвердился постоянным автором «Журнала для воспитания», где развивал свои взгляды на систему воспитания и образования в России.
1859 году его пригласили в Смольный институт благородных девиц, где он воплотил в жизнь свои самые смелые идеи. Ему удалось убрать разделение состава девушек на простых и знатных, настаивал, чтобы ко всем было одинаковое отношение. Ввёл в практику совещания и конференции педагогов, а воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей. Педагог ратовал, чтобы девиц учили на русском языке и открыл специальный педагогический класс, осуществлявший подготовку учащихся на присвоение им квалификации воспитательниц, с расчётом по окончании найти работу. Одновременно с 1860 года Ушинский редактирует «Журнал Министерства народного просвещения», который благодаря ему весьма отзывчиво относился к новым течениям в области народного образования.
В 1862-м он был направлен на пять лет за границу для лечения и изучения школьного дела. В отведённый этап Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию, Италию, перенимая передовой опыт работы женских школ, детских садов, приютов. Свои заметки, наблюдения, письма он объединил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии».
За границей в 1864-м Константин Дмитриевич написал и издал книги « Родное слово», «Детский мир», а также особое «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей». Это были первые массовые и общедоступные российские учебники по начальному обучению детей, оказавшие огромное влияние на русскую народную школу. Как пособие по методике преподавания родного языка оно актуально по сей день. Только до 1917 года оно выдержало 147 изданий.
В назначенный срок Константин Дмитриевич вернулся с семьёй в Россию. Свой последний главный научный труд – «Человек как предмет воспитания» он выпустил в свет в 1868г., позднее вышел второй том, а третий остался незавершённым. Фундаментальный труд «Педагогическая антропология» посвящён душевной жизни человека во многих взаимосвязях. Ушинский дал ценный психологический анализ цепочки: ощущение прекрасного – чувствование прекрасного – осознание; обосновал предмет педагогики, её основные закономерности и принципы.
К.Д.Ушинского без преувеличения называют православным мыслителем. Педагогика, по его мнению, в своих основах должна иметь религиозное обоснование. Он считал нехристианскую педагогику «предприятием без побуждений позади, без результатов впереди». Христианство указывает высокую цель воспитанию, его истины должны быть положены в основу. К.Д.Ушинский был уверен в необходимости изучения Библии в школе. Он подчёркивал, что в процессе обучения нельзя отделять преподавание Закона Божьего от других предметов. В рекомендательных статьях Ушинского есть и о необходимости создания и функционирования воскресных школ. Константин Дмитриевич говорил о религии как об одном из составляющих элементов воспитания, без которого невозможно полноценное формирование личности.
Среди произведений Ушинского была и художественная проза, представленная детскими рассказами и сказками – «Четыре желания», «Слепая лошадь», «Проказы старухи-зимы». Рассказы отличаются умелым использованием русского фольклора («Васька», «Жалобы зайки»); лаконичная назидательность достигается в них скрупулёзным отбором деталей, ясностью и понятностью мыслей («Лекарство», «Орёл и кошка», «Детские очки»). Эти книги пополнили классику русской литературы.
В последние годы жизни выступал как видный общественный деятель. В 1870 году посетил Симферополь. Побывал в казённой мужской гимназии с образцовым классом для наглядного обучения как основатель этого способа, где позднее принял участие во втором крымском учительском съезде Таврической губернии. Из воспоминаний учителя И.П.Деркачева после посещения женского училища: « Дружественный тон, которым автор «Родного слова» говорил с учителями, мягкость обращения и простота быстро привлекали к нему всех. Он смотрел на каждого учителя, как на равного себе товарища, и скромно, терпеливо, с непритворным уважением слушал всякое замечание и возражение … Проэкзаменовал всех учениц, поступивших в первый класс. Учительницу поразило, с каким искусством великий педагог опрашивал детей. Он ставил вопросы просто, ясно и в то же время так, что по ответам можно было легко понять, насколько подготовлена и развита та или иная ученица».
Скончался третьего января 1871г., но дело его живёт и поныне.