Текст выступления клирика тульского храма преп. Сергия Радонежского,
духовного  наставника клуба православных писателей «Родник» иерея Льва Струкова 26.10.2017 г.
на творческой встрече писателей клуба по теме: «Свободен и блажен тот, кто в чистоте и презрении
временного»
(Св. Антоний Великий).

Ни одного из великих людей мы не найдём ставящих блюдечко с молоком домовому, прыгающим через костёр, водящим хороводы. Умный человек свободен от предрассудков и чужих штампов, установленных в сознании помимо его воли. Умный и свободный человек приходит к выводам, которые нельзя опровергнуть.

«Множество конечных целей никогда не удовлетворит духа с его бесконечными стремлениями» (пресвитер Руфин).

На протяжении своей истории человечество не раз разочаровывалось в благах земной жизни, которое возводила до божественного прославления. Земная наша жизнь есть великая школа, приготавливающая нас к вечной жизни. Сама жизнь за нашу привязанность к земным благам до забвения Бога посылает грозные уроки: теряем богатство, славу, здоровье, близких и саму жизнь. «Не насытится око зрением, не наполнится ухо слышанием, и вот всё суета сует и томление духа». (Еккл. 1,8) Без Бога всё теряет смысл. Прп. Антоний Великий полностью отверг всё , что в мире ради Господа: пятнадцать лет строгой отшельнической жизни и двадцать лет полный затвор в пещере без общения с людьми. Он умер для мира, но стал ли мир ему чужим? Напротив, весь мир видимый и невидимый ожидал его объявления. Всё это время можно рассматривать как созидание его личности Духом Святым, подобно гусенице — никто не видит, что с ней делается до воплощения в бабочку. Так и св. Антоний вышел обновлённый духом жизни, неся благодать Божию. И вся последующая жизнь была – ПЛОДОПРИНОШЕНИЕМ. «Он служил всеми дарами благодатными…, а каких у него не было?… Бог дал ему слово сильное, проходящее до глубин сердечных» (свт. Афанасий Великий). Безлюдная пустыня превратилась в город, где пребывали правда, любовь, благочестие. Более пяти тысяч отшельников населяли пустыню «как храмы , наполненные божественными ликами». Они не знали ропота и прекословия, они не знали желания делать зло другим, а жить только в правде и благочестии» (свт. Афанасий Великий) Так,  уединение от мира не означает уединение от людей. Можно жить в пустыне и жить с людьми в братской любви, можно жить в многолюдном городе и быть чужим людям.

В первые столетия при императоре Гонории, было гонение на христиан, особенно насаждались гладиаторские бои. Оголтелой толпе кидали кусок «хлеба и зрелищ». Пруденций не раз обращался к императору в писаниях и в стихотворной форме о запрещении гладиаторских боёв и их пагубного воздействия. Но это результата не имело. А в то же время, когда происходил один из гладиаторских боёв, вдруг увидели на арене человека разнимающего обе стороны и что-то энергично говорящего им. На какое-то время зрелище приостановилось, и пышущая недовольством толпа с трибун бросилась на виновника. Когда толпа расступилась, на земле лежало только растерзанное тело разнимавшего – это был восточный отшельник св. Телемах. И после этого случая потрясённый император Гонорий прекратил гладиаторские бои.

Чтобы слова были живыми, к ним нужна жертвенная любовь. Моисей взошёл на гору Синай и сошёл просветлённым со скрижалями. Высоты уединения это удел исполинов мысли и духа, величайших представителей человечества.

«… те, которых весь мир не был достоин скитались по пустыням и горам и ущельям земли» (Евр. 11.38)