Автор означенной статьи Александр Проханов не нуждается в долгом представлении. Он известный писатель, член секретариата Союза писателей России, автор многих книг, как художественных, так и публицистических, а также главный редактор газеты «Завтра», одного из самых известных оппозиционных СМИ левого толка. Именно Проханову и его газете в 2010 году посвятил песню «Завтра» знаменитый рок-музыкант Глеб Самойлов (Агата Кристи, The Matrixx), также придерживающийся левых политических взглядов.
В наше время никуда без интернета. Вот и у газеты «Завтра» есть свой сайт, который создан по принципу личных блогов журналистов. Пишет там и сам Александр Проханов, причём довольно активно. Каждый месяц выходит 2-3 относительно небольших статьи, посвящённых текущим событиям. Не остался в стороне писатель и от главной темы - СВО.
Тут стоит оговориться, что Проханов вовсе не конформист, который всегда и во всём согласен с властью. Таких у нас всегда немало. Лишь бы ни о чём не думать и некритично воспринимать любую информацию из телевизора. Проханов же всю жизнь придерживается коммунистических взглядов. Он являлся противником распада Советского Союза и открыто критиковал Б. Н. Ельцина за политический кризис 1993 года (в результате чего была закрыта газета «День», предшественник «Завтра»).
Собственно политической деятельностью Проханов не занимался (не был даже народным депутатом, съезд которых разогнал якобы первый демократический президент), однако всегда был неравнодушным гражданином, смело высказывавшимся и в романах, и в журналистских статьях о происходящем в России. Собственно, такая позиция была характерна для многих писателей-консерваторов, многие из которых относились к направлению «деревенской прозы», самому русскому во всей литературе XX века. Проханов, впрочем, скорее постмодернист – его художественное и публицистическое творчество не пересекаются, также, как параллельные линии в евклидовой геометрии.
Статью «Незыблемый столп государства» писатель опубликовал в газете «Завтра» в октябре, когда уже состоялись все формальности, связанные с присоединением новых земель. Проханов, критиковавший сначала Б. Н. Ельцина, а затем В. В. Путина за непоследовательную социальную политику, засилье олигархов во власти и игнорирование русской идеи, о которой так много говорили философы и писатели XIX века, с воодушевлением воспринял русскую весну в Украине, повлиявшую на политические процессы и в России. Писатель в своей статье рассматривает высший, можно сказать, духовный смысл военного конфликта, понимаемый им как битва между западным либерализмом и русской империей, которая вот-вот восстанет из праха времён. Любопытно, что примерно так же видит российско-украинский конфликт политический философ правого толка А. Г. Дугин.
Ещё в своей книге 2012 года «Поступь русской победы» Александр Проханов рассматривал отечественную историю как череду империй, сменяющих друг друга словно по спирали. Первая империя – это Киево-Новгородская Русь, в центре которой им видится князь Владимир. Вторая империя связана с собиранием русских земель и становлением единого государства. Проханов почему-то ставит в центр этой империи одиозную фигуру Ивана Грозного, хотя процесс централизации власти запустил его дед Иван III, при котором также был принят нынешний герб России. Более того, Иван Грозный скорее стал символом беспредельной и бессмысленной тирании; именно его правление привело страну к Смутному времени и закату той самой Московской империи.
Зато в центр следующей империи, Романовской, Проханов справедливо поставил Петра I. Ведь при этом императоре находившаяся в изоляции страна, где едва развивались наука и культура, стала мощной европейской державой с просвещённым монархом во главе. Четвёртая империя, по Проханову, связана с именем И. В. Сталина, в период правления которого СССР стал сверхдержавой, в чём ведущую роль сыграли успешная индустриализация и победа в Великой Отечественной войне.
Тут мы плавно переходим к образу пятой империи. Если в 2012 году Проханов видел пятую империю как в тумане, занимая критическую позицию к тогдашнему тандему Медведев-Путин, окружившему себя олигархами и так называемыми системными либералами, то в статье этого года «Код «Путин»» писатель прямо связывает её зарождение с происходящими сейчас событиями.
Статья «Незыблемый столп государства» продолжает эту линию. Проханов пишет, что для того, чтобы империя зародилась, а не рассыпалась в прах, едва возникнув, нужно отложить политические разногласия и помочь становлению русской национальной идеи, которая связана с осознанием гражданами себя русскими, признании особой роли России в мире - одним словом, со становлением национальной идентичности, которую почти поглотили процессы глобализации и вестернизации.
Статья Проханова, конечно, не является философским трактатом или последовательным изложением его мировоззренческой позиции, в отличие от книги «Поступь русской победы», к которой мы и отсылаем того читателя, который желает понять национально-патриотическую позицию автора. В газете «Завтра» писатель выступает прежде всего как колумнист, реагируя на происходящие в стране политические процессы. Его статья скорее зарисовка, в которой автор размышляет – смогут ли его соотечественники сплотиться во имя единой русской идеи (или русской мечты, если вспомнить название последней книги Проханова) и дать отпор насаждаемым извне ценностям.
Если русские не осознают свою национальную принадлежность как некую экзистенцию, то государство погибнет, ибо, убеждён Проханов, мультикультурной страна быть не может. Её идентичность будет поглощена западной идеологией, в которой растворится русская идея, как капля в море. Петр I прорубил окно в Европу и сам ездил учиться у европейцев, но не стремился во всём подражать им, развивая собственные национальные культурные традиции. Опыт выдающегося государственного деятеля Петра I, безусловно, не стоит забывать современной России, ищущей себя на международной арене.