Мало кто из православных читателей не знает выдающегося современного богослова, заслуженного профессора МДА Алексея Ильича Осипова. Его популярность как миссионера и катехизатора может соревноваться лишь с деятельностью другого профессора, богослова и философа Андрея Кураева, а также митрополита Илариона (Алфеева). Многочисленные лекции А. И. Осипова получили распространение в Интернете на самых разных площадках, изданы CD и DVD-диски с записями выступлений профессора, а также книги, многие из которых основаны на его устных выступлениях.
Книга «Из времени в вечность: Посмертная жизнь души» была впервые издана в 2005 году и с тех пор выдержала минимум 8 изданий, что свидетельствует о высоком читательском интересе. Алексей Ильич прекрасный оратор и умеет работать с самой разной аудиторией. Его книги несут на себе отпечаток устного слова, так что не приходится удивляться, что рассматриваемая монография состоит из двух равноценных разделов – собственно изложения христианского учения о спасении и ответов на вопросы, касающихся посмертной жизни. Завершается книга выдержками из писем двух подвижников XX века – игумена Никона (Воробьёва), учителя А. И. Осипова, и валаамского старца Иоанна (Алексеева).
Профессор Осипов в своих лекциях и выступлениях всегда подчёркивает особое значение наследия святых отцов для верующего человека. Как важно читать их творения, которые сейчас широко издаются не только церковными издательствами! Именно их труды являются путеводителем в мире православия, препятствием на пути ложного толкования Евангелия. Начитанными в святых отцах особенно должны быть священники, дабы давать советы не от себя, а в соответствии со святоотеческой мыслью.
Зачастую на многие сложные темы христианства у святых отцов нет однозначного суждения. К числу этих тем относится и спасение. Одни отцы Церкви писали о конечности мук и всеобщем спасении (Григорий Нисский и Исаак Сирин), другие же подчёркивали вечное пребывание человека по смерти в геенне огненной, если его душа не соединилась с Богом при жизни. По мысли профессора, эти две позиции – разные грани единого ответа. Бог-любовь, наперёд зная о грехопадении человечества, не мог создать геенну как возмездие за грехи. Она, о чём писал Исаак Сирин, суть проявление божественной любви к человеку – одна душа легко соединяется с Богом, другая же приходит к Нему через горнило страстей, которые на том свете невозможно утолить.
А. И. Осипов всегда особое внимание уделяет теме греха, особенно гордыне, которая является своего рода матерью грехов, ведь когда человек убеждён, что он во всём прав, то совершает другие грехи. А разум, как писал Ф. М. Достоевский, способен оправдать что угодно.
Первая часть книги построена как краткий экскурс в историю религий и философий, из которой следует, что в человеческом сознании всегда присутствовало убеждение о бесконечности жизни. Душа, учение о которой полнее всего раскрыто в христианстве, есть образ Божий в человеке. Неопределённость посмертной участи дано людям для того, чтобы они не переставали бороться со страстями, но в тоже время и не отчаивались, помня о том, что Бог – это любовь.
Memento mori – утверждали античные мудрецы. О том же писали и святые отцы. Жизнь дана человеку как прелюдия к вечности, оттого важно, как он её проживёт. Подобное притягивается к подобному, как гласит ещё одно античное выражение. Поэтому борьба со страстями – важный залог будущей жизни с Богом. Книга профессора А. И. Осипова прекрасно раскрывает сколь труден, но и важен этот путь для христианина.