Изречение преподобного Гавриила Ургебадзе «Господь показывает чужую беду, чтобы умягчить наши сердца» легло в основу заключительной встречи уходящего года клуба православных писателей «Родник» при храме преподобного Сергия Радонежского.
Календарный Новый год – всего лишь веха в летоисчислении. В преддверии более важной, судьбоносной даты к родниковцам обратился духовный наставник иерей Александр Диканёв:
– Рождество – особое время и особый повод исполнить заповедь о помощи ближнему, потому что, помогая нуждающимся, не столько им помогаем, сколько самим себе. Мы умягчаем свои сердца и становимся более добрыми, ласковыми, более мирными и через это более счастливыми. Если у нас есть этот опыт – делать добро, мы потом понимаем, какой на душе праздник, какое торжество, какая радость. Почему? Мы становимся ближе Христу. Мы приносим нашему Спасителю те дары, которыми Он сам полон. Он полон добром, миром, спокойствием, кротостью. Уподобляясь Христу, мы становимся похожи на Него. А делать это возможно только через добрые дела.
Дмитрий Лапаев, родниковец из Казани, поэтически представил библейскую притчу о добром самарянине, язычнике, протянувшему руку помощи правоверному иудею, который попал в беду, от которого все отвернулись. Оказывается, как мало и как много для человека суметь.
Согреть теплом своей улыбки.
Хотя бы сердцем приобнять
Того, кто страждет в мире зыбком.
Новый член клуба, тульская писательница Екатерина Каюрова сетует, что современные люди словно боятся показаться добрыми самарянами – от черствости, от предрассудков?
Собак бродячих, лебедей,
А повзрослели – и с острасткой
Обходим брошенных людей.
С годами жжёт сердечный холод
Нас, непонятно почему,
А знаешь, бомж – такой же голубь.
Подай хоть крошечку ему!
Валентина Белевская верна христианским заповедям и от души советует мирянам:
Своё благополучье погубя.
А вдруг случится так – чужою болью
Всевышний Сам посмотрит на тебя?
К библейскому сюжету обратилась и член «Родника» из Красноярска Любовь Зимина. Иуда – несостоявшаяся добродетель, опороченное имя. Он слегка вороват, слегка трусоват и хитроват. Не внимал урокам Христа и получил по заслугам,
Богу послужить и ты.
Но, благой порыв утратив,
Депортирован предатель
В мир бездонной пустоты!
И – на контрасте, второе стихотворение поэтессы «В записках только позывные».
В прифронтовых храмах в поминальных записках, в записках о здравии нет имён, а люди – есть! И подвиги, и доблесть, и слава – есть!
Но, неведомой Силою оживлены, –
В Поднебесье летят эти дивные знаки:
Позывные гонцов всепобедной Весны!
8 и 13 декабря по тульскому радио транслировалась передача, посвященная акции «Сражающееся слово». Корреспондент ГТРК «Тула» Виктор Щеглов пригласил в эфир руководителя «Родника», организатора акции Владимира Алешина и члена клуба Анну Шадскую. Шел эмоциональный, но обстоятельный разговор о роли поэзии и вообще искусства в лихую для страны годину, о месте и роли творческого человека. Звучали стихи, стихи, стихи. Среди авторов и родниковцы, и поэты из многих уголков России. 30 декабря эта радиозапись вновь будет повторена.
А в «Роднике» родилась новая инициатива: вывести акцию «Сражающееся слово» из интернет-пространства в школы, колледжи, университеты. Пусть гражданскую, патриотическую лирику прошлых лет и нашего времени почитают школьники и студенты.
Эту идею горячо поддержал гость клуба Юрий Алешин, председатель исполкома Конгресса интеллигенции Тульской области. По следам потрясших страну непотребных роликов доморощенного бомонда, он выступил перед родниковцами с размышлениями о правах человека, основой которых могут быть только традиционные духовно-нравственные ценности. Тезисы этого выступления заслуживают самого пристального внимания:
1. Основные принципы международной теории прав человека на начало СВО.
2. Отход объединенного Запада от основных положений прав человека.
3. Отказ объединенного Запада от традиционных нравственных ценностей.
4. Откровенная поддержка нацизма со стороны Запада, как инструмента борьбы с Россией. Обвал доминирующих североамериканской и европейской теорий прав человека.
5. Использование США «вывески» прав человека (в основном политических свобод) в политических целях для подчинения других стран.
6. Выдвижение со стороны США принципа исключительности англосаксонской цивилизации и замена прав человека на этот принцип.
7. Атака на традиционные ценности и разрушение их со стороны объединенного Запада с целью подготовки почвы для переформатирования сознания человека.
8. Захват США средств массовой информации в странах Европы для переформатирования сознания населения с помощью искаженной до бесконечности теории прав человека.
9. Вклад России в развитие мировой правозащитной мысли на новом этапе истории.
10. Новации российской общественной мысли в теории прав человека.
На встрече в «Роднике» заочным гостем стал активный участник акции «Сражающееся слово» Георгий Демехов из Хабаровска. Член Союза российских писателей, прихожанин местного храма Александра Невского напомнил о Донбасской иконе:
Душе, Сыне и Бог Отец!
Молит Матушка Семистрельная
Умягчение злых сердец.
Топчет землю бесовской пляскою
Враг, оружием грохоча.
Мироточит Мати Донбасская,
Слезьми раны земли леча.
Валентина Лапшенкова в своем новом стихотворении обратилась к душе человека – хранительнице добродетелей, необходимых для праведной жизни:
Прощением обид и совестью своей,
И мы пройдем все эти испытанья,
И Божью истину мы ощутим острей.
А к добродетелям Ольга Осенская приложила еще крепость духа, стойкость:
Как пережить его и где набраться сил?
Ты не об этом Господа просил.
Но, как Иов принял, так суждено
Принять и не роптать. Смягчать сердца.
С Создателем остаться до конца.
Андрей Акулов посвятил стихотворение уличному слепому просителю, которого туляки часто видели у подземного перехода на ул. Каминского. И он, и его собака вызывали сочувствие, но только наш родниковец как-то особенно всмотрелся в лицо бывшего циркового артиста, проникся его судьбой:
Все спешит, спешит, спешит.
Будет день сегодня ясный
Для бегущей сей души.
Наталия Баранова именно в сочувствии, в сострадании видит путь спасения современников:
Поучая, говорил,
Что Господь нам попускает
Видеть, кто и как страдает,
Чтоб любую мы беду
Восприяли, как свою.
Если не услышать стоны,
Не спасут посты, поклоны,
Хоть творить их без конца –
Надо умягчить сердца!
Отрывок из новой повести «Сквозь тусклое стекло» представила на встрече Кира Бородулина. На обнаженном нерве герой повести ждет неизбежного ухода близкого человека: «И как же странно, страшно и больно! Я-то привык, что жизнь впереди, а теперь приходится наблюдать, как она обрывается для человека моложе меня. Точнее, не обрывается, а заканчивается – плавно и мучительно, закругляется жесткой петлей, терновым венцом, последним объятьем. Вот и смотри, смотри! Так могло быть с тобой, так может быть с каждым».
С философской сосредоточенностью наблюдает Андрей Волков за жизнью небольшого муравейника у подножия дерева у подножия здания университета. Муравейник, конечно, раздавят – случайно, по небрежности. А как сложатся судьбы обитателей человеческого муравейника?
В стихотворении «Сострадание» Анна Гордова раскрывает нормальную жизненную программу нормального человека. И в этой нормальности – основа основ:
заботу о ближних она.
Кормила, стирала и мыла.
ночами сидела без сна.
И думала – Богу угодна.
Но эта уверенность вдруг
сменилась тоской безысходной.
Случился тяжёлый недуг.
Сестра её так же кормила
и так же сидела без сна.
Но всё это было не мило.
Внезапно прозрела она.
И стало просто и ясно:
любовь для больного важна.
И грех исповедав всегласно,
спокойно почила она.
Александр Евланов вспомнил 90-е – тогда многие нуждались, но немногие могли помочь. Ему это однажды удалось:
Как счастлива в добре душа!
Когда творишь его другим,
Своей любовью мы горим.
О, как прекрасна твоя стать
В благих порывах возгорать!
К человеческой памяти обращается Галина Кузина – память помогает совести не дремать:
кого-то предавал,
кого-то оскорблял
с упорным равнодушьем,
иль часто лгал любимой.
Срывал цветок
без надобности смело.
Помяв в руках,
на землю вдруг бросал.
Лирический герой стихотворения Сергея Кузнецова кручинился и хандрил, и жизнь ему была не мила. Но увидел старушку с протянутой рукой, отдал последнее – и словно мир изменился:
Походка выправилась в раз,
Нам в жизни сей так надо мало,
Чтоб пелена упала с глаз.
Оптимистична в своих чаяниях Ольга Малыгина:
Которые откроют врата Рая.
Чтоб в сердце сохранилась теплота,
Живи и помни, бедным помогая
Три простые истории поведал в трех стихотворениях Валерий Савостьянов: судьбы современников – постарше, помоложе, да и своя собственная:
И здесь, в земле — родня и мать:
Есть что любить,
Есть чем гордиться,
За что, коль надо, умирать.
Уже не в начале пути стоит Александр Ситников, а всё манит его путь-дорога:
Совести укор как скользкий лед.
Колея летит по белым зыбям:
Кто бы знал – куда она ведет?
О единстве нравственных ценностей, добрых дел, стойкости в достижении благих целей родниковцам предстоит размышлять уже в новом году.
Но это всё будет потом. А накануне Рождества хочется обратиться к светлым рождественским строкам Аллы Евсеевой:
И, взор свой устремив на Небеса,
Вместить всю красоту, подаренную Богом,
Окутав душу в белоснежные снега!
25 января 2024 года новая встреча по теме «Слово и дело должны быть неразлучны между собой, как душа и тело неразлучны в своем бытии». (Святой праведный Иоанн Кронштадский)
Анна Шадская