ЕДИНСТВО АВГУСТЕЙШЕЙ СЕМЬИ – В ИХ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЕ

ЕДИНСТВО АВГУСТЕЙШЕЙ СЕМЬИ –
В ИХ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЕ
(эссе)

     У меня, родившейся, выросшей, закончивший школу и университет в советское время, представление о Царской семье и всех дворянах — «эксплуататорах и угнетателях» простого народа, как и, наверное, у подавляющего большинства представителей моего поколения семидесятников, было совсем иное, нежели сейчас. В постсоветский период искажённая призма, через которую мы смотрели на всё, что касалось Августейшей Семьи и дворянства в целом в дореволюционной России, лопнула, и всё предстало перед нами в совершенно ином, истинном, свете.
     И это открытие, весьма поразившее меня, кардинально изменило моё отношение к ним. Вместо «безжалостных угнетателей и поработителей народа» предстали высокообразованные, достойные, благородные, искренне любящие свою страну и народ люди, морально-нравственная основа которых — христианское православие, а, значит, и нетленные духовные ценности: любовь — в широкой трактовке этого понятия, — милосердие, великодушие, способность прощать. Ярчайший пример тому — старшая сестра императрицы Великая княгиня Елизавета Фёдоровна. Она простила зверское убийц своего мужа Великого князя Сергея Александровича, произнеся поистине евангельские слова, столь глубоко обнажающие духовную красоту и величие истинно христианской души, её милосердие и великодушие: «Отпусти, прости моим злодеям. И они не знают, что творят!» Не сломленная горем после чудовищной гибели горячо любимого мужа, ушла в монастырь, став монахиней Елисаветой (впоследствии канонизована), основала Марфо-Мариинскую обитель и делала немало богоугодных дел. Святая преподобномученица Елисавета Феодоровна, как и вся Царская Семья, достойно приняла смерть с именем Христа на устах от рук убийц, не проклиная своих мучителей.
   На моей малой родине, в Горном Алтае (ныне Республика Алтай), в селе Чемал, св. мученица Елисавета тоже оставила свой добрый след. Она подарила икону новому храму во имя Иоанна Богослова, первому православному храму, основанному там в XIX веке первыми русскими православными миссионерами под духовным водительством апостола Алтая св. Макария на этой земле язычников. Впоследствии храм был разрушен советскими богоборцами. Построен заново на катунском острове Патмос в 2002 году московским фотохудожником Виктором Павловым, переехавшим жить на Алтай. После смерти мужа восстанавливать храмы в Чемале продолжает его жена Галина Павлова.
  Именно православная вера и объединяла всю Августейшую Семью во главе с императором Николаем Александровичем и его преданной супругой — императрицей Александрой Феодоровной. А ведь, что интересно, последняя российская императрица, как и её родная сестра Великая княгиня Елизавета Феодоровна до замужества за русскими цесаревичами династии Романовых, Сергеем Александровичем и Николаем Александровичем, были урожденные принцессы Гессен-Дармштадтские (Германская империя) — лютеранки, и носили совсем другие имена. Но они всей душой приняли православие, получили русские имена и до конца своих дней по сути своей оставались истинными христианками. К этому они шли осознанно, целенаправленно и упорно, о чём ярко свидетельствует и переписка принцессы Алекс (Александры Феодоровны) с цесаревичем Николаем Александровичем после их помолвки в 1894 году. Несмотря на слабость своего здоровья, она настойчиво изо дня в день постигала основы русского православия, изучала русский язык, русские традиции и особенности, постигала, как сказали бы сейчас, русскую ментальность, чтобы достойно подготовиться к высокому служению будущей императрицы; иначе, считала она, не имеет морального права войти в Царственную российскую семью, — об этом свидетельствуют её славные письма к жениху, цесаревичу Николаю. Впоследствии она даже построила на своей родине, в Дармштадте, православную церковь Марии Магдалины, которая действует и поныне.
   Шаг за шагом я открывала для себя что-то новое, связанное с Царской Семьёй, восхищаясь их высочайшей православной духовностью, их близостью к народу, непритязательностью в быту. Вот только некоторые, но весьма показательные примеры: император с детства приобщал своего сына Алексея, несмотря на болезненность ребёнка, к воинской службе: с одиннадцати лет брал мальчика с собой на смотр, в войска. И сам царь, и его наследник ели пищу из общего солдатского котла. Юные царевны также были прикреплены к тем или иным полкам, шествуя над ними. Сама императрица была шефом нескольких полков, занималась широкой благотворительной деятельностью, включая помощь воинам – инвалидам, бедным, пожилым, сиротам, строительство приютов и т.д.
   Во время Первой мировой войны Александра Фёдоровна вместе со старшими дочерьми Ольгой и Татьяной, обучившись сестринскому делу, работали в госпитале, ухаживая за ранеными, и даже ассистировали при операциях как хирургические сёстры — поистине христианское милосердие. Все женщины Царской Семьи, включая юных царевен, всё время были заняты. Много времени уделяли они благотворительности, были отличными рукодельницами, а не праздными сибаритками и расточительницами государственной казны, как нам преподносили в своё время. Удивилась, когда прочла о том, что императрица каждой дочери дарила на день рождения по одной жемчужине, и к восемнадцатилетию их накапливалось как раз восемнадцать, что хватало на ожерелье. Император подолгу носил одежду (даже парадные мундиры), которую, случалось, штопала! Сама императрица. Где ж тут расточительство, излишество, франтовство?! А царственные особы могли бы себе позволить и роскошь, и излишества, но во всём, и в быту, они были умерены, скромны, живя и поступая согласно евангельским постулатам; так, как учит Господь: заботиться прежде о душе своей, о ближних.
     Царская Семья была и есть – образец единения и в воспитании детей в православном духе. Александра Фёдоровна была прекрасной женой и матерью, матерью — истинной христианкой, о чём свидетельствуют её размышления, наставления и записки:*
«…Нет ничего сильнее того чувства, которое приходит к нам, когда мы держим на руках своих детей. Их беспомощность затрагивает в наших сердцах благородные струны. Для нас их невинность – очищающая сила. Когда в доме новорожденный, брак как бы рождается заново. Ребёнок сближает семейную пару так, как никогда прежде. В сердцах оживают молчавшие до этого струны. Перед молодыми родителями встают новые цели, появляются новые желания. Жизнь приобретает сразу новый и более глубокий смысл…

«Дети – это апостолы Бога,
Которых день за днём
Он посылает нам, чтобы говорить
О любви, мире, надежде!»

    Конечно, с детьми у нас появляется масса забот и хлопот, и поэтому есть люди, которые смотрят на появление детей, как на несчастье. Но так смотрят на детей только холодные эгоисты.
     Великое дело – взять на себя ответственность за эти нежные юные жизни, которые могут обогатить мир красотой, радостью, силой, но которые также легко могут погибнуть; великое дело – пестовать их, формировать их характер – вот о чём нужно думать, когда устраиваешь свой дом. Это должен быть дом, в котором дети будут расти для истинной и благородной жизни, для Бога»…
Мир, любовь, душевный покой, гармония, взаимоуважение и взаимопонимание царили в Царской Семье, объединяя её, потому что в любых обстоятельствах пребывала она «в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви» (2 Кор. 6,6).
     Многое о православии в Царской Семье открылось мне во время Всероссийского молитвенного Похода с международным участием, проходившего в 2013 году в рамках Всероссийского православного движения «Семья России» под Первосвятельским покровом и Всероссийского православного форума творческой общественности «Родительское благословение» (Российская национальная программа) по пятнадцати российским городам и весям – главным православным российским святыням – по маршруту молитвенного Похода Августейшей Семьи в мае 1913 года, в год 300-летия царствования Дома Романовых. Форум был приурочен к 100-летию этого Похода, 400-летию Дома Романовых и Российской государственности и проходил под девизом «Царская Семья – Семья России», что явилось ярким свидетельствованием «…о безусловной семейной святости Царской Семьи, ставшей нравственным идеалом для многих поколений благодарных потомков, и позволяет осмыслить духовно-исторические горизонты времени в творческом единении современных почитателей святоотеческих традиций».
  Мне посчастливилось быть участницей этого уникального Похода – следующий повторится только через сто лет! — как финалистке Десятого Всероссийского кинофестиваля короткометражных фильмов «Семья России» (в номинации «Проза»), проводимого АНО «Семья России» по Патриаршему благословению, при поддержке Президента РФ, Правительства РФ и РПЦ. Начался Поход с Ганиной Ямы, с молитвы в мужском монастыре Святых Царственных страстотерпцев, находящемся на месте, куда были привезены для уничтожения из Ипатьевского дома Екатеринбурга останки Царской Семьи. И закончился он, не миновав главные христианские святыни – Александро-Невскую и Троице-Сергиеву лавры, — в Костроме, где 18 мая 2013 г. был торжественно открыт и освящён архитектурно-мемориальный комплекс «Родительское благословение», запечатлевший момент благословения инокиней Марфой Феодоровской иконой Божией Матери на царствование своего сына Михаила в 1613 году, положивший начало царствованию династии Романовых более чем на три столетия.
     Потряс сам факт, насколько мужественно, спокойно, достойно, с молитвой на устах Царская Семья приняла смерть от рук палачей в доме Ипатьева. Им помогла не сломаться духовно и физически, выстоять с великим достоинством, как и полагается Семье Божьего Помазанника, объединившейся перед лицом смерти ещё теснее, их истинная вера. Все дни заточения они не расставались с Библией, морально поддерживая друг друга. Они были едины в Боге, в своей любви к Нему и друг к другу. Царственные родители явили пример не только своим детям, но и нам, представителям новых поколений, достойный пример высочайшего духовного величия, любви и единения даже перед лицом смерти, потому что верили, что душу убить невозможно, её ждёт бессмертие. И перед исходом в вечность сердца их бились в унисон, став единым целым, и души их были прекрасны в божественном этом единении, ибо, как сказано святителем Игнатием Брянчаниновым, «Мир души, мир внутренний есть «свидетель истины, плод её». «…Как безобразна душа, когда она в смущении! Как она прекрасна, когда спокойна! Ещё прекраснее, когда завеет в ней благодатный мир от Господа…»
   С «благодатным миром от Господа» в час своей кончины обрела бессмертие вся Царская Семья – Царственные новомученики, причисленные к лику святых Русской Православной Церковью. Ныне иконы с их прекрасными ликами есть не только во всех православных храмах, но и в каждой православной семье. Есть она и у меня и всякий раз, когда я молюсь перед ней, перед моими глазами будто живые встают чудесные образы невинно убиенных Царских страстотерпцев, которые оттуда, с Небес, молятся теперь за всю России и за нас с вами.


* «Государыня Императрица Александра Феодоровна Романова «Дивный Свет». Дневниковые записи, переписка, жизнеописание». Перевод с английского. – Издательский Дом «Русский Паломник». Валаамское общество Америки. М. – 2010, с. 282-284.

Добавить комментарий