Андрей Волков. К. Е. Скурат «Святые отцы и церковные писатели I – V вв.»

Автор: К. Е. Скурат

Монография: Святые отцы и церковные писатели I – V вв. (1998)

Автор: Андрей Волков

15 декабря прошлого года завершилась жизнь одного из ведущих церковных историков, около 70 лет преподававшего в московских духовных школах, Константина Ефимовича Скурата (1929 – 2021). Он автор огромного количества статей и книг, многие из которых были изданы лишь в последние 20-25 лет. К 60-летию научной работы было выпущено собрание его сочинений в 10 томах, в которое вошла и рассматриваемая работа, уже издававшаяся в Воронеже в 1998 году, к 70-летию автора.

В отличие от своего коллеги по кафедре богословия А. И. Осипова, К. Е. Скурат не был широко известен, однако в церковной и научной среде имеет очень высокий авторитет. Его интересы были сосредоточены в области церковной истории и патрологии. Не без влияния научной деятельности К. Е. Скурата, другим церковным историком, профессором МДА А. И. Сидоровым, ныне также покойным, был задуман и осуществлён уникальный проект – «Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе». Это огромные тома книг, где, помимо непосредственно трудов святителей, представлен богатый биографический и справочный аппарат. В этой серии вышли в свет творения таких учителей Церкви древних веков, как Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Кассиан Римлянин, Феодор Студит. Два тома из этой серии есть в библиотеке автора текста.

В рассматриваемой монографии К. Е. Скурата представлены сведения не только о канонизированных отцах Церкви, но также о тех богословах, которые внесли большой вклад в становление церковной науки, но по разным причинам не были канонизированы Вселенскими соборами. Это, например, такие авторы, как Тертуллиан и Ориген (оба – II-III вв.), некоторые идеи которых были признаны ошибочными последующими отцами Церкви, но к наследию которых, тем не менее, по сей день обращаются философы, историки и богословы. Их труды издаются не только на Западе, но и в России. В частности, переводы Тертуллиана публиковали такие церковные журналы, как «Богословские труды» и «Христианское чтение», издаются также книги Оригена, выходят исследования его воззрений и оценка его наследия.

К. Е. Скурат рассматривает творения и наследие богословов первых пяти веков христианства с исторической точки зрения. Палитра очень широкая – от святого Климента, четвёртого Папы Римского, до Августина Блаженного и Иоанна Кассиана Римлянина. Соответственно, рассматривается учение только тех святых отцов и богословов, от которых сохранились письменные работы. Особенно стоит отметить главу о Григории Чудотворце. Его работы относительно малоизвестны в России, особенно по сравнению с такими отцами Церкви, как Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Аврелий Августин. Большой вклад в популяризацию письменного наследия Григория Чудотворца внёс профессор Санкт-Петербургской духовной академии Н. И. Сагарда (1870 – 1943). К сожалению, творения святителя редко переиздаются в наши дни, хотя их, при желании, легко найти в Интернете.

В монографии К. Е. Скурата преобладает научное описание, как жизни и трудов богословов первых пяти веков, так и той эпохи, в которую они жили и творили. Автор раскрывает богословские и нравственные воззрения святых отцов, а в случае с

Тертуллианом и Оригеном говорит также об их ошибочных суждениях, отвергнутых Церковью. Перед читателем предстаёт увлекательная картина становления церковной науки, борьбы с критиками христианства и еретиками. Большой вклад в апологетику также внесли Тертуллиан и Ориген, несмотря на собственные последующие ошибки.

Книга К. Е. Скурата «Святые отцы и церковные писатели I – V вв.» предназначена, прежде всего, для специалистов и студентов, изучающих церковную историю, но будет полезна и для обычного верующего читателя. Наследие святых отцов составляет важную часть христианского богословия, а вызовы, с которыми они боролись, актуальны и сегодня. Знание трудов святых отцов и истории христианской церкви вооружит человека против распространившегося атеизма. Защита своей веры и христианских ценностей сегодня также важна, как и первые века христианства.

Добавить комментарий