Андрей Волков. Рецензия на статью В. В. Путина «75 лет Великой Победы: общая ответственность перед историей и будущим»

Означенная статья В. В. Путина вышла из-под его пера в июне 2020 года, во всяком случае именно в этот месяц она была опубликована на официальном сайте администрации президента. Следом в издательстве «Проспект» была издана брошюра с этой статьей, с добавлением фотографий тех лет, а уже в декабре появилось новое издание, где были добавлены выдержки из архивных документов, касающихся событий Второй Мировой войны. К сожалению, не все они опубликованы, поэтому проверить ряд положений статьи не представляется возможным, что отметили профессиональные историки, к примеру, доктор исторических наук, специалист по истории России XX века Андрей Зубов в своей ответной статье «О новой исторической статье г-на Путина».

Впрочем, работа президента любопытна не столько как историческое исследование, сколько как политическая программа, мысли первого лица государства о мировой безопасности и сохранении памяти о жертвах самой кровопролитной войны в истории человечества. Для В. В. Путина тема ВОВ является одной из излюбленных. Он не раз обращался в речах и докладах к истории ВОВ, его рассуждения о международной политике нередко строятся на сопоставлении современных явлений с событиями середины XX века.

В статье присутствует ряд спорных положений, к примеру, о грабительском характере Версальского мирного договора, по которому побеждённая Германия (тогда Веймарская республика) обязана была выплачивать репарации странам-победителям.

То, что репарации существенно ослабили экономику Германии и серьёзно ухудшили жизнь миллионов немцев, совершенно справедливо. Послевоенная разруха послужила питательной базой для произрастания семян немецкой разновидности фашизма, поскольку эта идеология всегда обращена в прошлое, к воссозданию утраченного величия и восстановлению рухнувшей империи. Немудрено, что в условиях политико-экономического кризиса многие люди подпали под обаяние националистических речей разочаровавшегося солдата Первой Мировой войны А. Гитлера. Можно спорить о сумме этих репараций, однако нам представляется излишним возлагать ответственность на страны-победительницы за сам факт появления ядовитого дракона национал-социализма. Германия должна была заплатить за свою экспансионистскую политику, приведшую ко многим жертвам в 1914-1918 гг. К слову, В. В. Путин отнюдь не критикует раздел побеждённой Германии между Великобританией, СССР, США и Францией в 1945 году.

Однако справедливы замечания президента о попытках переписать историю и обвинить СССР во всех бедах. Это касается не столько западных стран, сколько ближайших соседей. Их обиды на тоталитарную политику И. В. Сталина вполне понятны, так как их присоединение не было вполне мирным, но это не даёт повода ставить знак равенства между Гитлером и Сталиным. Под немецким владычеством эти страны были бы превращены в колонии, что можно было наблюдать на примере оккупированных Польши и Франции. Несмотря на раздел Польши между СССР и Третьим Рейхом в сентябре 1939 года, согласно секретной части пакта Молотова-Риббентропа, именно советские войска освободили польскую землю от нацистов в 1944-м. К сожалению, в этом году мысли В. В. Путина о забытых уроках истории получили пугающую актуальность. Ведь известно, что суровая дама История жестоко наказывает тех, кто забывает прошлое.

Нельзя не отметить, что президент справедливо считает созданную после Второй Мировой войны систему безопасности более устойчивой к внешним вызовам, нежели существовавшая в те годы Лига наций, политика которой не смогла поставить заслон фашистским режимам Германии и Италии. К сожалению, как справедливо отмечает президент, не обошлось без предательства со стороны советских граждан, вступавших в союз с Гитлером в то время, когда множество других людей, как сторонников, так и критиков Сталина, прошедших ГУЛАГ, сражались с агрессором с оружием в руках, во имя будущего человечества. Причём это касается не только коллаборационистов генералов А. А. Власова и П. Н. Краснова, но и популярного в ультраконсервативных кругах философа И. А. Ильина.

Этот деятель эмигрантского движения ещё в 1928 году выпустил статью «О русском фашизме», где проводил лестные аналогии между идеологией Белого движения и фашизмом Муссолини. В 1930-е в круг его интересов вошёл Адольф Гитлер, которому он посвятил свой следующий апологетический труд «Национал-социализм. Новый дух» (1933). В 1948 году Ильин написал ещё одну статью «О фашизме», где всё же решился признать его недостатки. Впрочем, восхищаться фашизмом в послевоенной Европе, даже в нейтральной Швейцарии, было небезопасно, ведь за аналогичную апологию фашизма классика скандинавской литературы Кнута Гамсуна судили в Норвегии в 1945 году.

В заключительной части статьи В. В. Путин демонстрирует свою приверженность идеям мира и демократии, предлагая лидерам западных стран совместными усилиями отстаивать завоёванную в борьбе с фашистским драконом свободу. Не все услышали нашего президента, в результате чего мир вновь сполз к опасной грани мировой войны.

Безусловно, нельзя забывать о преступлениях коммунистического режима, о чём пишет и Путин, касаясь Советского Союза, однако отрицание коммунистического наследия, неприятие его ведёт к признанию идей фашизма. И это неспроста, ведь Третий Рейх практически сразу объявил войну коммунизму на своей территории, убив и посадив в тюрьмы многих членов Коммунистической партии Германии.

Не вызывает также удивление ненависть националистических кругов прибалтийских стран к советскому наследию, что особенно видно в политике Латвии и Эстонии, где уже несколько лет подряд сносят советские памятники и принимают дискриминирующие русскоязычное население законы. Приведём несколько примеров: в Латвии и Эстонии советский период официально рассматривают как оккупацию и приравнивают коммунизм к нацизму. Бывший президент Эстонии Тоомас Ильвес даже назвал русский язык «языком оккупантов» в интервью швейцарской прессе.

В. В. Путин не так часто пишет статьи, предпочитая высказываться устно перед различной аудиторией. Поэтому написанная за полтора года до горячей фазы российско-украинского кризиса большая статья (брошюра 45 страниц) будет интересна всем, кто следит за мировой политикой и помнит тяжёлые уроки Второй Мировой войны.

Представляет она ценность и для тех православных, которые, будто стесняясь собственной истории, огульно отрицают всё советское наследие. При диктатуре КПСС пострадало немало людей, были массовые нарушения прав человека, но, повторимся, ненависть к коммунизму ведёт лишь к фашизму. История нашей страны была бы другой, если бы в 2000 году к власти пришёл не выходец из дрезденской резидентуры КГБ В. В. Путин, а сторонник «белого движения», вроде главного редактора газеты «Русь православная» Константина Душенова.

На примере стран Прибалтики также видно, как отрицание советского периода привело к росту националистических настроений, который проходил под фашистскими лозунгами – свой язык, своя церковь, своя история. Отчасти те же процессы происходили в Украине, но это уже другой разговор, мало связанный с исторической статьёй президента РФ.