Андрей Волков. Рецензия на православные рассказы Евгения Крестьянникова

Дух веет, где хочет
Евангелие от Иоанна, 3:8

Православная литература во многом условный термин, не принятый в литературоведческой науке, если, конечно, речь идёт о художественных произведениях, а не о богословских трудах и научно-просветительских изданиях. Верующим читателям, безусловно, хотелось бы обращаться к произведениям верующих авторов, хотя любой настоящий талант творит сверх себя, оттого нет прямой связи между образом жизни и творчеством. Такие знаменитые писатели, как Иван Шмелёв и Кнут Гамсун симпатизировали нацистам, что не делает их произведения хуже, чем они есть.

В наши дни и священники пишут, хотя, возможно, кому-то хотелось бы, чтобы они молчали. В православных интернет-магазинах даже появился такой раздел – иерейская проза. Редактор раздела культуры журнала «Фома» Виталий Каплан даже попытался проанализировать этот феномен, выделить его типологические черты. Тем более есть такое понятие «лейтенантская проза» — это авторы, которые сами воевали в период ВОВ, а в творчестве обращались к собственному фронтовому опыту.

Развивая мысль Каплана, можно сказать, что авторы обращаются к своему духовному опыту при написании произведений. И здесь уже нет особой разницы священник человек или мирянин – главное, что автор рассматривает мир сквозь призму православной веры, хотя здесь, конечно, нужно воздержаться от крайности православного литературоведа Михаила Дунаева оценивать художественные произведения с катехизисом в руках.

Не стоит также забывать о тех, кто получил религиозное образование, но впоследствии порвал с господствовавшей религиозной традицией – сюда относятся и Лев Толстой, и Михаил Булгаков, а также великие режиссёры мирового кино Луис Бунюэль и Ингмар Бергман. У всех этих авторов (исключая, пожалуй, Булгакова) религия занимала важное место в их творчестве. Даже Луис Бунюэль, которого Ватикан считал богохульником, преодолевая догматизм католической традиции и иронизируя по поводу мёртвых ритуалов, занимался поисками бога, стремясь узреть истину сквозь тусклое стекло бытия.

Молодой автор из Донецкой области Евгений Крестьянников может быть назван представителем «городской» прозы, поскольку живёт в городе и героями его рассказов выступают горожане. Основные темы его произведений – это непосредственно вера и её практическое приложение к повседневной жизни, если можно так выразиться. Среди рассказов Крестьянникова есть те, где главными героями выступают священники или работники Церкви. Сюжеты этих произведений связаны с церковным бытом, который Евгений Крестьянников хорошо знает, так как служит алтарником в храме и администрирует православные группы в сети.

Однако таких произведений в его творчестве явное меньшинство, ибо его как автора больше интересует жизнь мирян, их путь к богу, а также таинственное действие промысла божия в повседневной жизни людей. Важное качество его произведений – они во многом лишены елейности, к сожалению, обычной для православной литературы, где часто не хватает живых конфликтов и реалистичных ситуаций.

В любопытном коротком рассказе «Антивирус от греха» (2021) присутствует самый минимум авторской речи. Произведение построено во многом по законам драматургии, где сюжет развивается через прямое общение героев. Автор проводит нестандартные аналогии между защитой компьютеров от вирусов и тем, что православный святой XVIII в. Никодим Святогорец назвал «духовной бранью». Мальчик, по-детски открытый всему новому, внимает Надежде Васильевне, надо думать, своему учителю, которая объясняет ему на понятных для подрастающего поколения примерах смысл духовной жизни.

Очень интересным рассказом является произведение «Бригадир» (2020), которое посвящено не столько религиозной, сколько нравственной проблематике. Главным героем также является ребёнок, который, заметив у магазина люмпена, пользуясь терминологией Карла Маркса, не отвернулся с отвращением, а захотел помочь, ибо заметил, что у него «кричит душа». Для главного героя, бригадира, приход к вере равен обретению смысла жизни. Мальчик Коля захотел помочь, потому что не мог пройти мимо чужого горя. В наше время таких людей всё меньше, оттого хорошо, что автор обрисовал нам этот жизненный тип. Хочется верить, что его герой Коля с возрастом не утратит добрую душу.

«Если бы человек ни во что не верил, то он бы и не жил», справедливо писал классик русской литературы Л. Н. Толстой. Человеку, для того чтобы жить, нужна опора, фундамент для его «я», на который можно опереться. Одинаково опасны как гордыня, так и уныние, когда человек опускает руки, не в силах справиться с лавиной проблем или жизненных обстоятельств.

Искусство тем и ценно, что не приемлет какой-либо одной трактовки. И атеист может найти полезное для себя в нравственном посыле рассказа – не проходить мимо человека, попавшего в беду, оказывать поддержку. Иногда человеку, для того, чтобы воспрянуть духом, не хватает всего лишь доброго слова.

Другое любопытное произведение Евгения «Одинокая с серьёзными намерениями» (2020) даже на уровне сюжета лишено религиозной составляющей. Сюжетом являются попытки построить отношения двух молодых людей. Девушка проявляет излишнюю серьёзность, препятствует любым попыткам проявить тактильность – взять за руку, поцеловать и даже в общении «ни холодна, ни горяча». Фактически она сама отталкивает от себя поклонника, который, спустя какое-то время решает прекратить бороться с несдающейся крепостью и попытать счастье с другой девушкой.

Виктория сама виновата в своих бедах, но из гордости отказывается признавать это, предъявляя к другим завышенные требования, хотя следовало бы наоборот. Автор намекает, что девушка так и останется одна, ибо даже аскет едва ли стал бы для неё человеком с серьёзными намерениями.

Рассказы Евгения Крестьянникова просты по языку и сюжетным конструкциям, дидактичны, однако для детской литературы, с которой произведения Крестьянникова связаны крепкой нитью героев-детей, нарицательные сюжеты в порядке вещей. Так проще передать тот нравственный посыл, который автор хочет вложить в умы юных читателей.

Однако даже в тех рассказах Крестьянникова, где нет детей, дидактичность не кажется излишней, не воспринимается как «проповедничество». К примеру, в рассказе «Горькая обида» (2020) пожилая женщина посчитала, что священник проявил к ней неуважение тем, что не вовремя решил принять пищу. Посмотреть на ситуацию с другой стороны она не захотела и стала рассказывать всем и каждому, какой невоспитанный поп ей попался. Автор не даёт прямых оценок своей героине, а скорее относится к ситуации с лёгкой иронией, и эта здоровая ирония свойственна многим произведениям Крестьянникова, делая их чтение лёгким и увлекательным занятием.

Любопытен рассказ «Про церковный устав» (2021), как бы продолжающий проблематику «Горькой обиды». Две ревностные не по уму старушки, осуждающих слов которых так боятся люди, впервые пришедшие в храм, осуждают не только прихожан, но и жену священника, ибо не подобает ей хорошо выглядеть и пользоваться благами цивилизации. Рассказ во многом перекликается с произведением Владимира Крупина «Марусины платки», только там сюжетный конфликт усилен осознанием главной героиней своей неправоты и последующим покаянием.

«Про церковный устав» имеет правильный нравственный посыл – не осуждать ближнего своего, ибо то и хорошо, когда все люди разные. Человек, осуждающий другого за то, что он не так выглядит или не ту музыку слушает, уподобляется фарисею, который, придя в храм, говорил, как хорошо, что он не такой, как мытарь. Афористично смысл этой евангельской притчи выразил святитель Феофан Затворник – «сам дрянь дрянью, а всё твердит «несмь якоже прочии человецы!»

Возможно, торопливые концовки единственный заметный недостаток хорошей прозы украинского автора Евгения Крестьянникова. Он иногда бросает развитие конфликта на полпути и торопится поскорее завершить произведение, прибегая к пересказу последовавших за кульминацией событий. От этого впечатление несколько снижается, однако лучшие рассказы автора, такие как «Бригадир», отличаются связным и плавным повествованием и как бы логически подводят читателя к финалу.

Произведения Евгения Крестьянникова опубликованы на портале «Проза.ру», а также в сборнике «Родник у храма», прекрасно изданном в издательстве ТулГУ в этом году. Размещены рассказы Евгения и на сайте клуба православных писателей «Родник», так что каждый читатель, желающий прочитать хорошую современную прозу, отражающую православный взгляд на мир, может с ними ознакомиться.

Мы же кратко разобрали лишь пять из более чем 30 рассказов Евгения Крестьянникова. Их копилка постоянно пополняется. Пожелаем ему вдохновения в нелёгком деле покорения литературных вершин.

11 – 12. 11. 2021

Добавить комментарий