26.10.17 Выступление иерея Льва Струкова

Текст выступления

                  клирика тульского храма преп. Сергия Радонежского,

 духовного  наставника клуба православных писателей «Родник» иерея Льва Стукова

26.10.2017г. на творческой встрече писателей клуба по теме:

«Свободен и блажен тот, кто в чистоте и презрении временного» (Св. Антоний Великий).

Ни одного из великих людей мы не найдём ставящих блюдечко с молоком домовому, прыгающим через костёр, водящим хороводы. Умный человек свободен от предрассудков и чужих штампов, установленных в сознании помимо его воли. Умный и свободный человек приходит к выводам, которые нельзя опровергнуть.

«Множество конечных целей никогда не удовлетворит духа с его бесконечными стремлениями» (пресвитер Руфин).

На протяжении своей истории человечество не раз разочаровывалось в благах земной жизни, которое возводила до божественного прославления. Земная наша жизнь есть великая школа, приготавливающая нас к вечной жизни. Сама жизнь за нашу привязанность к земным благам до забвения Бога посылает грозные уроки: теряем богатство, славу, здоровье, близких и саму жизнь. «Не насытится око зрением, не наполнится ухо слышанием, и вот всё суета сует и томление духа». (Еккл. 1,8) Без Бога всё теряет смысл. Прп. Антоний Великий полностью отверг всё , что в мире ради Господа: пятнадцать лет строгой отшельнической жизни и двадцать лет полный затвор в пещере без общения с людьми. Он умер для мира, но стал ли мир ему чужим? Напротив, весь мир видимый и невидимый ожидал его объявления. Всё это время можно рассматривать как созидание его личности Духом Святым, подобно гусенице — никто не видит, что с ней делается до воплощения в бабочку. Так и св. Антоний вышел обновлённый духом жизни, неся благодать Божию. И вся последующая жизнь была – ПЛОДОПРИНОШЕНИЕМ. «Он служил всеми дарами благодатными…, а каких у него не было?… Бог дал ему слово сильное, проходящее до глубин сердечных» (свт. Афанасий Великий). Безлюдная пустыня превратилась в город, где пребывали правда, любовь, благочестие. Более пяти тысяч отшельников населяли пустыню «как храмы , наполненные божественными ликами». Они не знали ропота и прекословия, они не знали желания делать зло другим, а жить только в правде и благочестии» (свт. Афанасий Великий) Так,  уединение от мира не означает уединение от людей. Можно жить в пустыне и жить с людьми в братской любви, можно жить в многолюдном городе и быть чужим людям.

В первые столетия при императоре Гонории, было гонение на христиан, особенно насаждались гладиаторские бои. Оголтелой толпе кидали кусок «хлеба и зрелищ». Пруденций не раз обращался к императору в писаниях и в стихотворной форме о запрещении гладиаторских боёв и их пагубного воздействия. Но это результата не имело. А в то же время, когда происходил один из гладиаторских боёв, вдруг увидели на арене человека разнимающего обе стороны и что-то энергично говорящего им. На какое-то время зрелище приостановилось, и пышущая недовольством толпа с трибун бросилась на виновника. Когда толпа расступилась, на земле лежало только растерзанное тело разнимавшего – это был восточный отшельник св. Телемах. И после этого случая потрясённый император Гонорий прекратил гладиаторские бои.

Чтобы слова были живыми, к ним нужна жертвенная любовь. Моисей взошёл на гору Синай и сошёл просветлённым со скрижалями. Высоты уединения это удел исполинов мысли и духа, величайших представителей человечества.

«… те, которых весь мир не был достоин скитались по пустыням и горам и ущельям земли» (Евр. 11.38)

4 комментария на данный момент

  1. Владимир Гусев Тульскитй:

    Батюшка, отец Лев.!
    С большим интересом прочитал Вашу статью.
    Каждую субботу наполняюсь мудростью проповедей Патриарха Кирилла.
    Теперь открыл для себя новый источник знаний, которые, несомненно, обогатят духовный мир людей, которые будут посещать сайт.
    ……………………………..
    Спасибо Вам.
    Храни Вас БОГ!

  2. Светлана:

    Уважаемый о. Лев!
    Ваша статья заставила задуматься обо всём, что составляет ценности реальной жизни.
    А что есть «высоты уединения», о которых Вы пишите?
    С уважением, Светлана.

  3. Елена Бревнова:

    Уважаемый отец Лев!
    Со светлой радостью читала Вашу мудрую статью!
    Да будут благословенны Ваши дни!
    С благодарным теплом,

  4. Валентина Белевская:

    Многоуважаемый отец Лев! Спасибо Вам за просвещение наших умов и душ! Мудрость Ваших слов позволяет глубже обогатить наш духовный мир. Очень радостно, что Вы являетесь нашим наставником. Храни Вас Бог!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *